В Новосибирске проходят обыски по делу незаконной приватизации коттеджа РАН
В зданиях Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) в новосибирском Академгородке проходят обыски
В зданиях Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) в новосибирском Академгородке проходят обыски.
Как пишет ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах, обыски проходят в рамках расследования дела о нелегальной приватизации коттеджа, возбужденного против бывшего председателя отделения Александра Асеева.
По данным другого источника агентства, обыски связаны с экс-управляющим делами СО РАН Эдуардом Скубневским, которого подозревают в превышении должностных полномочий. В СУ СК по Новосибирской области рассказали, что против него возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
По данным следствия, в 2014 году 77-летний Скубневский, являясь управляющего делами СО РАН, незаконно заключил с председателем президиума отделения договор служебного найма жилого помещения, а именно коттеджа. В результате этих действий государству был причинен ущерб на сумму более 67 млн рублей. Договор был заключен на безвозмездной основе.
В пресс-службе СО РАН подтвердили факт обысков в кабинетах управделами Сибирского отделения.
Уточняется, что коттедж, о котором идет речь, находится в Академгородке на улице Мальцева. До 2014 года он был собственностью РФ и предоставлялся по договору социального найма действующему главе СО. Затем здание было приватизировано на имя дочери Александра Асеева, который возглавлял отделение с 2008 по 2017 год.
Ситуация со служебным коттеджем характеризовалась как «триллер» в монографии «Разрешение городских конфликтов» кандидата юридических наук, доцента Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Ивана Медведева, опубликованной в 2017 году:
«После распада СССР цена на земельные участки под коттеджами стала астрономической даже по московским меркам, но, как служебное жильё, они не подлежали приватизации, находясь вне оборота.
В декабре 2014 года академик М. И. Эпов (заместитель председателя Сибирского отделения Российской Академии Наук) сообщил, что, дескать, у академиков и членов их семей, проживающих в коттеджах, «остаётся нереализованным их конституционное право на приватизацию этого жилья», поэтому приватизация коттеджей началась».
Между тем, отмечает Медведев, «в Конституции РФ нет "права на приватизацию". Больше того, не существует "права на приватизацию этого жилья" (служебного коттеджа), статус которого обусловлен целями публичной собственности. Объект продолжает "служить" до тех пор, пока на территории Академгородка выполняются государственные задачи... Академики и члены их семей могут получить иное жильё, но не имеют собственности на коттедж».
Однако переход коттеджей в частную собственность осуществился, в том числе в судебном порядке. В частности, «так был приватизирован коттедж площадью несколько сотен кв. м по иску дочери академика А. Л. Асеева (председателя СО РАН), хотя он относился к федеральной собственности и был лишь закреплён за СО РАН на праве оперативного управления» и, как следует из текста судебного акта, представитель СО РАН не возражал против удовлетворения требования о приватизации.
«По нашему мнению, здесь нарушены указанные выше обязанности публичного собственника: сохранять и использовать объект в соответствии с целевым назначением. Если истец является выдающимся учёным, она вправе продолжать использовать коттедж как служебный. В противном случае простого факта родства недостаточно для того, чтобы быть отнесенной к субъектам, ради выполнения которыми публичных задач идея служебного коттеджа в Академгородке получила государственное признание», — отмечалось в монографии Медведева (редакция Sobesednik.ru благодарит за предоставленный комментарий).