Очаровательный кишечник, или Чем удивляет нон-фикшн сегодня
Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов рассказал о главных трендах в нон-фикшн литературе сегодня
4–8 сентября на территории ВДНХ построили рай для букинистов: здесь работала 32-я московская международная книжная ярмарка, которая воочию показала, насколько читающая у нас страна. Место с самым вариативным разнообразием, самыми приятными ценами, самой яркой плеядой авторов, представляющих свои книги, самым ярким срезом трендов того, что сейчас реально модно.
Корреспондент Sobesednik.ru чуть было не потерялся на стенде non-fiction, из которого его вывел надежный проводник — главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов:
— Рамиль, помогите определиться по тенденциям: во всем многообразии нон-фикшн есть топовые тренды, своя мода?
— Если прямо очень обобщенно и грубо, то есть два ключевых тренда. Первый — это саморазвитие, ему уже года два. Всех накрыло волной желания развивать себя в каких-то качествах, и издательская деятельность быстро подстроилась под моду. Сейчас этих книг невообразимое множество, перечислять их бессмысленно. Из-за того, что книги по саморазвитию настолько популярны, мы запустили серию «Unicornbook», где собрали самые продаваемые книги издательства. И в общем-то главный бестселлер у нас — это «НИ СЫ» и «НЕ НОЙ», ежемесячно мы продаем более 50 тысяч экземпляров этих изданий.
Второй тренд — это здоровье, причем здесь тоже есть два ответвления и оригинальная подача: никаких медицинских энциклопедий. Первый взрыв продаж у нас сделала Джулия Эндерс с книгой «Очаровательный кишечник» — как самый могущественный орган управляет нами. Конечно, успех был замечен и продолжился серией книг, где подробно поговорили и рассмотрели самые пикантные проблемы и органы. Сегодня это безусловный тренд.
Еще одно направление в медицинской литературе — это рассказы врачей, тех, кто занимался самыми сложными случаями, есть истории из практики криминалистов, судмедэкспертов. Это очень важная история и с точки зрения понимания версии врача, поскольку у нас сейчас очень любят критиковать их на чем свет стоит и многие принимают решение уйти из профессии, не имея возможности работать из-за бюрократических палок в колеса. Важная миссия у этой литературы и преодоление страха перед возможными диагнозами. Ну и, конечно, возможность приоткрыть завесу тайны. Обратите внимание на книгу Ричарда Шеперда «Неестественные причины» — он работал над расследованием самых резонансных преступлений века.
— По количеству людей на ярмарке и интересу к стенду не складывается впечатление, что читатели ушли в интернет...
— Да, это не так. Люди читают книги и интерес не падает. В огромном замусоренном поле интернета авторитет печатного издания, наоборот, возрастает, люди обращаются к книгам за знаниями и относятся к информации из книг с большим доверием. Доверие к книге как источнику знаний, настолько велико, что читатели, находя ошибки в них, сильно негодуют, причём поводом смогут быть даже небольшие опечатки.
Второе интересное заблуждение — это то, что издательства отстают от СМИ. Но посмотрите, когда все издательские дома прочувствовали моду на уход от тяжелых мыслей о кризисе в раскраски-антистресс и наполнили рынок журналами с картинами для раскрашивания, у нас уже года два как были выпущены сотни книг. То же самое с модой на приготовление еды дома: куча книг с рецептами, тематическими, национальными, для похудения были на рынке, когда эту моду начали эксплуатировать СМИ.
— Ну так подскажите, что нам надо прочувствовать сейчас, чтобы обогнать другие издательские дома?
— Сейчас много литературы посвящено женщинам, познанию себя, самосовершенствованию. Очень чувствуются феминистические настроения, ощущается нехватка сказок, где принцессы не ждут принцев, нет ярко выраженной пассивной позиции девочки в обществе. У нас, например, очень пользуется популярностью книга Ханны Джевелл «100 величайших хулиганок в истории». Без какого-то подтекста это истории про смелых девушек, которые сделали что-то яркое, чего-то достигли.
Еще один важный момент: не забываем, что сейчас основными потребителями печатной продукции становятся дети конца девяностых — начала нулевых, то есть те, кто уже вырос в атмосфере свободы выбора, достаточно амбициозен и верит, что может все. Тоже почва для размышлений, думайте!