Почему "ветеранов Афгана" на улицах всё больше – и настоящие ли они
Официальные ветеранские организации «афганцев» предупреждают: под формой хаки часто скрывается криминальный бизнес
В год 30-летия вывода войск из Афганистана «бойцов», которые собирают деньги на улицах и в транспорте, исполняя военные песни, стало заметно больше. Официальные ветеранские организации предупреждают: под формой хаки часто скрывается криминальный бизнес.
«Ни один афганец на улице не поет!»
В Москве у метро «Динамо» выступает музыкальный коллектив в камуфляже. Под звуки синтезатора на всю площадь разлетаются стихи о «братишках», «синеве» и битвах «за рекой» (Аму-Дарья – южная граница СССР). Прохожие опускают деньги в специальный ящик. Судя по информации на табличке, все они должны пойти на поддержку ветеранов-афганцев. Можно не просто жертвовать, а купить диск этой группы, которая называет себя «Синее небо». В глазах артистов – скорбь по павшим товарищам, под стать мотивам «военного шансона». Именно так описывает стиль настоящей крымской группы «Синее небо» ее лидер Валерий Бессарабий на странице в «ВКонтакте». Вот только сам он оказался не в курсе своих же гастролей по России.
– Ряженые самозванцы катаются по городам под нашим названием и открывают рот под мои песни. Если появятся у вас – гоните в шею!!! – комментирует творчество «двойников» Бессарабий.
У стойки синтезатора – карта Афганистана с координатами военной части, на форме сверкают медали. Вот только возраст у молодцеватых музыкантов не очень подходящий.
Если последний афганец пошел в армию в 18 лет, то сейчас ему должно быть никак не меньше 48 лет.
В это же время в другом районе столицы выступает еще один похожий коллектив. Да что там, «афганцы» в этом году распелись в десятках городов по всей России.
– Официальные фонды, помогающие ветеранам, на улице средства не собирают, – рассказывает президент Фонда ветеранов Афганистана Сергей Бобрецов. – Мы сотрудничаем с организациями, все проводим официально, выписываем грамоту тем, кто оказал поддержку. Мы не просим деньги, как нищие. Я к этому очень негативно отношусь. Часто вижу таких ребят в электричках. Подхожу и спрашиваю удостоверение ветерана Афганской войны. Естественно, у людей сразу округляются глаза. Я говорю: или вы сейчас по мозгам получите, или пойдете со мной, будем разбираться в полиции. На следующей станции они всегда ретируются.
Несмотря на то, что музыканты в камуфляже не просто поют, а собирают деньги, полиция на них никак не реагирует.
– Можем вмешаться, только если поступят обращения от граждан. Общественный порядок они не нарушают, – объясняют патрульные.
Четыре года назад в Госдуме зрел, но так и не дошел до утверждения законопроект об уголовной ответственности для тех, кто занимается попрошайничеством, притворяясь военным.
– Это была бы полезная инициатива, – говорит член СовФеда, глава Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич. – Я заявляю официально: на улицах ни один настоящий афганец не работает! Это абсолютно криминальная схема. Людей собирают в странах СНГ, привозят сюда, готовят им какую-то легенду, чтобы они знали, что отвечать на вопросы, одевают в камуфляж и выпускают. Их, безусловно, жалко. Они зависимы. Среди них бывают инвалиды (чаще всего в результате ДТП). У нас по-разному решались эти вещи, даже пытались им как-то помочь.
Медаль за 450 рублей
Что отличает настоящего героя от проходимца? Случайный зритель подумает: конечно, награды. У бойцов музыкального фронта из электричек они всегда в наличии. Непременный атрибут этого года – медаль «30 лет вывода войск из Афганистана».
Вот только купить такую можно даже в интернете. Причем со всеми необходимыми документами. На сайте «Авито», например, объявления начинаются от 450 рублей.
– Это общественная награда, государственной по этому случаю не было, поэтому такие случаи не подпадают под 327-ю статью УК (подделка государственных наград. – Ред.), – объясняет Клинцевич. – К сожалению, очень много кто эти медали просто делает и вешает.
Сергей Бобрецов говорит, что в интернете могут появляться и самые настоящие награды.
– Есть среди афганцев такие случаи, что они отказываются от юбилейных наград, потому что признают только боевые. К юбилейным отношение уже не то, хотя их выдают серьезные организации и тиражи очень большие.
В региональной организации «Боевого братства» в Мордовии создали специальную комиссию, которая займется выявлением ложных орденоносцев.
– Как правило, от оригинальных наград псевдомедали незначительно отличаются, но в продаже есть и настоящие. Бывали случаи, когда липовые ветераны требовали льгот и всевозможных пособий, – сообщил руководитель мордовского «Боевого братства» Валерий Миточкин.
Кстати
Форменное безобразие
В Министерстве обороны ужесточают правила ношения военной формы. Ведомство намерено запретить свободную продажу армейской одежды в военторгах.
Сейчас форму может купить любой желающий, но в министерстве разрабатывают поправки к КоАП и УК. Продажа военной формы лицам, не имеющим права ее ношения, может попасть под запрет. А использование камуфляжа при совершении преступления может стать отягчающим обстоятельством.
Был сварщик, стал герой
Подробнее всех вопрос подставных ветеранов Афганистана удалось исследовать правоохранителям из Киргизии. В результате специальной проверки местной прокуратуры выяснилось, что «бойцам» по липовым удостоверениям из бюджета утекло 23,7 миллиона сомов (22 миллиона рублей). У нас подобного расследования не проводилось.
В России воинам-афганцам положено два вида пенсии – по выслуге лет (зависит от звания, срока службы и т.д.) и за участие в военных действиях (от 4 до 10 тысяч рублей).
В этом году в честь 30-летия вывода войск прибавились еще и единовременные выплаты, которые каждый регион устанавливал по-своему. В Волгоградской области афганцы получили по 1000 рублей, в Москве и Подмосковье – от 4 до 10 тысяч рублей, в Сызрани и Тюмени – 2 тысячи рублей, в Самаре – от 2 до 5 тысяч рублей.
Герой Афгана из Башкирии Александр Гавричкин, носивший около 40 наград и много лет раздававший интервью местным газетам, оказался обычным сварщиком из стройбата. Из армии ушел по состоянию здоровья, на войну так и не попал. Проверить «сослуживца» решили другие ветераны-афганцы, которые нашли противоречия в его рассказах о подвигах. Результаты запросов в архив и военкомат указали на обман. Боевой путь подставного ветерана закончился статьей 159.2 (мошенничество) и сроком – 1,5 года лишения свободы условно. К тому же пришлось вернуть 400 тысяч рублей, собранных по поддельным документам, которые Гавричкин изготавливал с помощью струйного принтера.
– У нас был очень эффективный председатель в воронежской организации афганцев. У него и награды были. Пока однажды не случилась проблема с законом – он кое-что натворил по хозяйственной части. И выяснилось, что у него наград нет и никакого отношения он к войне не имеет, – рассказывает Франц Клинцевич. – У человека просто был какой-то бзик, комплекс неполноценности. Мы его от должности освободили, он даже получил какой-то условный срок. Хотя работник был очень добросовестный. Врал он очень ловко – говорил, что служил в ГРУ и получал награды закрытым указом. Еще в конце 90-х он в первый раз ко мне пришел с полным букетом наград самого высокого статуса, я и подумать не мог, что кто-то дерзнет надеть такие ордена на себя.
Со времен Афгана случились уже две чеченские войны, конфликты в Приднестровье и Донбассе, военная операция в Сирии, однако самая популярная фишка у мошенников – косить под ветеранов войны 1979–1989 годов.
– В конце 80-х – начале 90-х была полнейшая неразбериха с военкоматами, воинскими частями, – объясняет Сергей Бобрецов. – Это было очень удобное время для того, чтобы подделать документы без каких-либо последствий. Потом уже все стало намного сложнее.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2019 под заголовком «Афган или обман?».