"Консультация по пенсионным вопросам": как обманывают пенсионеров
Мошенники выудили у пенсионера Павла Анохина 200 тысяч рублей
Мошенники выудили у журналиста-пенсионера Павла Анохина 200 тысяч рублей. Как это было, он сам рассказывает читателям «Собеседника», чтобы они так же не попались на удочку аферистов.
Звонок не друга
«В соответствии с федеральным законом вы имеете право на бесплатную консультацию по пенсионным вопросам...» – сообщил мне приятный баритон по городскому телефону. После пятого такого звонка за месяц я подумал: «А почему бы и нет?» У каждого из возрастных граждан нынешней России, ушедших на заслуженный отдых, имеются те или иные проблемы. Это в советские времена пенсия рассчитывалась в процентах от зарплаты и все было просто и ясно. А сейчас – какие-то баллы, разобраться в которых не каждому математику по силам.
12 лет назад, оформляя свою пенсию, я, как и подобает в таких случаях, старательно собрал и принес в Пенсионный фонд целый ворох документов, чтобы увеличить размер пенсии. Мне заявили: у вас столько-то баллов и, какие бы новые документы вы ни принесли, максимум исчерпан. Я на том и успокоился, продолжая работать в надежде, что с увеличением трудового стажа будет расти и размер пенсии. Однако реальность оказалась жестче и циничнее. Как многие знают, работающим пенсионерам даже обещанная индексация заморожена, равно как и единовременная выплата накопительной части пенсии. Я уж не говорю о том, что бесконечно идущая пенсионная реформа настолько запутала ситуацию и запудрила мозги людям – что вообще трудно что-либо понять.
Договор обмана
Со временем я узнал, что при оформлении пенсии мне не засчитали около 10 лет стажа, что является нарушением закона. Более того, работа в СМИ, учредителями которых являются госструктуры, а в моем случае это «Российская газета», РГТРК «Останкино» и другие, в соответствии с указом президента от 2010 года должна быть засчитана как работа госслужащего.
Мой трудовой стаж на сегодня составляет 54 года, из них более 40 лет я работаю в СМИ. Как журналист, бывал в горячих точках, в том числе и в Чечне во время войны. Имею почетное звание «Ветеран труда». В общем, решил побороться за справедливость: 29 января я подписал соответствующий договор с ООО «Прогресив». Юрфирма, как я рассчитывал, должна была добиться включения в мой трудовой и страховой стаж упущенные и незасчитанные периоды работы; подготовить и направить соответствующие заявления в Пенсионный фонд, правительство Москвы, прокуратуру, а также исковое заявление в суд о выплате мне накопительной части в полном объеме.
В кассу юрфирмы я внес 22.500 рублей. Потом еще 45 тысяч рублей. И еще 2 тысячи рублей на транспортные расходы. А что получил в итоге? Те же маловразумительные ответы из Пенсионного фонда – все те же непонятные формулы расчета, общие фразы и ничего конкретного по сути моего обращения. Перечитав внимательно договор, я задался вопросом: почему в нем идет речь о правовом анализе ситуации, о подборе нормативно-правовой базы?
Юристы-аферисты
Тут «юристы» вышли с новой «инициативой»: заключить договор на представление моих интересов в суде первой инстанции по моему пенсионному вопросу. Я внес в кассу еще 130.000 рублей и 5000 на транспортные расходы (это же надо так часто ездить!).
Тем не менее, несмотря на наличие таких дорогостоящих юристов, повестка на рассмотрение в Басманном районном суде почему-то пришла мне. Я сообщил об этом Гусейнову А. Н., который конкретно должен был представлять мои интересы в суде. Он меня уверил, что в суд мне идти сейчас не надо. Однако, как я позже узнал, он и сам в суд не явился, чем нарушил условия договора. А вскоре перестал отвечать на мои звонки. 2 июля 2019 года в офисе ООО «Прогресив» я написал жалобу гендиректору фирмы Копочинскому с просьбой провести служебную проверку. Заявление приняла «зав. отделом по работе с претензиями» Савина М. Л.
Она пообещала перезвонить мне в пятницу, 5 июля, и сообщить о результатах расследования и дальнейших действиях.
Впрочем, независимо от ее слов я решил 8 июля 2019 года заявить о разрыве договоров, потребовать возвращения внесенных мною денег и сообщить о подготовке соответствующей публикации в СМИ. Благо все переговоры с юристами ООО «Прогресив» я записывал на диктофон. И все же они оказались шустрее. Придя 8 июля 2019 года в офис ООО «Прогресив», я обнаружил пустое помещение. От хозяев здания я узнал, что «юристы» уехали в неизвестном направлении. То есть оказались мошенниками. Кроме меня, на место испарившейся фирмы приехали еще пенсионеры с аналогичными историями. Некоторые чуть не падали в обморок, причитая, что потеряли последние сбережения. Признаться, меня тоже охватило паническое настроение – ведь в общей сумме я пострадал более чем на 200 тысяч рублей! И таких пенсионеров, наверное, окажется много. Вот и вся обеспеченная старость в России.
Сейчас я подаю документы в суды, полицию и прокуратуру с просьбой провести соответствующее расследование, дать правовую оценку мошенническим действиям ООО «Прогресив», расторгнуть подписанные с ним договоры, вернуть мои деньги, аннулировать доверенность. Странно, но сотрудники большинства учреждений, задача которых – обеспечить торжество права, скептически оценивают ситуацию и мало верят в благоприятный исход дела.
А сегодня мне вновь позвонили по телефону: «В соответствии с федеральным законом вы имеете право...» Правда, голос был уже другой, женский. Но тоже приятный.
Комментарий
Адвокат Ирина Серова: Не платите без результата!
– Такие конторы «Рога и копыта», которые только собирают с пенсионеров деньги и ничем не помогают, сегодня уже, увы, не редкость.
Первое, что нужно делать при обращении в юридическую компанию – это запросить весь пакет документов или же самостоятельно получить выписку из реестра. Станет понятно, существует ли такая компания в принципе. В данном случае она действительно была зарегистрирована официально. Но по сроку ее «жизни» можно было бы заподозрить, что это фирма-однодневка, которая может исчезнуть так же быстро, как и появилась. Что и произошло.
Второе – в договоре должно быть прописано не только «изучение документов», «анализ и подбор юридической базы», а достижение конкретного результата. Если же речь только про консультационные услуги, то расценки должны быть на порядок ниже. Примерный ориентир вам могут назвать в адвокатской палате региона. Это минимум, по которому почти никто не работает, но он дает представление о порядке цифр. Так, консультация, которую предоставили Павлу Анохину, стоит в разных регионах 6–15 тысяч рублей. 200 тысяч – это нереально дорого!
И наконец, никогда не стоит вносить новые суммы денег, если вы не получили тот результат, на который рассчитывали. Вы платите по договору – вам предоставляют услугу. Никаких дополнительных взносов, оплат расходов без достижения результата быть не должно!
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №27-2019 под заголовком «Коварная ловушка для пенсионера».