Из троечниц – в великолепную пятерку: дорога в космос Валентины Терешковой
16 июня 1963-го в космос отправилась первая в мире женщина – Валентина Терешкова
16 июня 1963-го в космос отправилась первая в мире женщина – Валентина Терешкова. Перед стартом она вспомнила строки Маяковского из поэмы «Облако в штанах»: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Они и впрямь как нельзя более кстати подходили к знаковому моменту.
Она была простой ярославской девчонкой, каких тысячи. Посредственно закончила семилетку (с 3 по геометрии, арифметике, иностранному и чтению, зато с 5 по географии). Потом недолго потрудилась на шинном заводе и солидно – 7 лет – на комбинате технических тканей «Красный Перекоп». Работая там, закончила вечернее отделение текстильного техникума, стала комсоргом комбината, занялась парашютным спортом... В общем, по сути комбинат стал для Терешковой трамплином в космос.
Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково близ Ярославля. Деревня эта уже давно существует только на карте. Поэтому музей, посвященный Терешковой – «Космос женщины ХХ века», – был создан в 1975‑м в деревне Никульское, которая расположена в трех километрах от Масленниково, на трассе на Углич. В 1990-х здание музея пришло в аварийное состояние, и его закрыли. Но в 2003-м он, отремонтированный, вновь заработал. Коллекция стоит того, чтобы посетить музей: тут собрано множество уникальных экспонатов, в том числе ставшие уже реликвиями спускаемый аппарат, ложемент космического кресла, скафандры периода первых полетов в космос...
В 1961-м по аэроклубам стали набирать девушек – кандидатов в космонавты. Откликнулись многие. Но трудные тренировки, разные хитрые схемы тестов – и с каждым днем кандидаток на зачисление становилось все меньше. Из тысячи претенденток для первого женского отряда космонавтов комиссия отобрала пятерых: инженера Ирину Соловьеву, программиста Валентину Пономареву, ткачиху Валентину Терешкову, учительницу Жанну Ёркину и секретаря-стенографистку Татьяну Кузнецову.
Курили в закутке
Валентина Владимировна Терешкова сразу стала лидером пятерки избранных.
– Перед внешним миром мы держались единым фронтом и друг друга не продавали, – позже рассказывала Пономарева. – Такая, например, ситуация: мы с Татьяной иногда покуривали – тогда это входило в моду у московских девиц. Курить космонавтам было категорически запрещено, и мы всегда прятались в какой-нибудь закуток. Но однажды кто-то нас все-таки засек и заложил. И на очередном служебном совещании куратор нашей группы Григорий Герасимович Масленников сказал: есть, мол, сведения, что некоторые из вас курят. Валентина, хоть и знала, что это так, с возмущением отвергла обвинения: «Девчонки? Курят? Да вы что! Я как старшая группы...» Перед таким натиском Масленникову ничего не оставалось, как снять вопрос с повестки дня.
Решение о назначении командира корабля «Восток-6» объявили лишь накануне отлета на космодром. 21 мая 1963 года девушки услышали такой вердикт: командиром корабля назначается Терешкова, запасными – Соловьева и Пономарева.
– Что я тогда почувствовала? – старается честно ответить на этот вопрос Валентина-маленькая (так Пономареву звали в группе). – Тот единственный шанс, который дала мне судьба, не реализовался. Начальник центра подготовки Евгений Анатольевич Карпов перед стартом говорил на эту тему со мной и с Ириной Соловьевой по отдельности. Ирине сказал, что для первого женского полета нужен человек контактный, умеющий общаться с большой массой людей, так как после полета придется много ездить по зарубежным странам и по Союзу с выступлениями, а Ирина по характеру несколько замкнута. А мне он сказал, что по политическим соображениям должен лететь человек из народа, а я имела несчастье происходить из служащих... Терешкова оказалась достойна своей судьбы. С послеполетной ролью справилась блестяще, и я вовсе не уверена, что мне была бы по плечу та роль, которую она играет в общественной жизни. Что же касается нашей подготовленности к полету – тут мы шли ноздря в ноздрю.
«Чайка» в полете
В космосе Терешкова пробыла трое суток. Родным сказала, что уезжает на соревнования парашютистов. О полете они узнали из новостей по радио.
«С Терешковой разговаривал несколько раз, – записал генерал-лейтенант Николай Каманин (занимался отбором и подготовкой космонавтов) во время полета. – Чувствуется, что она устала, но не хочет признаться в этом. В последнем сеансе связи она не отвечала на вызовы ленинградского ИПа. Мы включили телекамеру и увидели, что она спит. Пришлось ее разбудить и поговорить с ней и о предстоящей посадке, и о ручной ориентации».
Тем не менее все намеченные исследования Терешкова провела. И благополучно приземлилась в Баевском районе Алтайского края. Только вот не удержалась...
– Когда местные жители принесли ей еду, она начала ее есть, – рассказывает Александр Железняков, действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. – Несмотря на строгий запрет врачей есть обычную земную пищу сразу же после приземления.
С тех пор 16 июня, в день старта Терешковой, подруги по отряду каждый год собирались вместе. И помешать этому, признается Пономарева, могло разве что землетрясение.
После возвращения из космоса у Терешковой спросили, чем страна может отблагодарить ее за подвиг. Валентина Владимировна попросила помочь отыскать могилу отца. Он пропал без вести в 1940-м на финской войне, и ее мама Елена Федоровна, которой тогда было всего 26 лет, осталась одна с тремя детьми на руках – 6-летней Людой, 3-летней Валей, а через несколько месяцев после печального известия у нее родился сын, которого назвали Владимиром в честь отца. Лишь в конце 80-х на Карельском перешейке было найдено братское захоронение с останками отца первой женщины-космонавта.
Хрущев на свадьбе
После полета у женской группы космонавтов начался парад свадеб (кроме Пономаревой, которая вышла замуж и родила сына еще до попадания в отряд) – первой снова была Валентина Терешкова.
– По этому случаю был прием на Ленинских горах, – вспоминала Валя-маленькая. – Валентина и космонавт Андриян Николаев сидели на возвышении, с ними – первые лица государства во главе с Никитой Хрущевым. В Звездный ехали длиннющей кавалькадой из легковых машин и автобусов, с милицией впереди и сзади. В летной столовой всех ждали накрытые столы...
Брак распался в 1982-м, Терешкова однажды обмолвилась про причины развода: «В работе – золото, дома – деспот». Вскоре она вторично вышла замуж.
А вот к звездам больше не попала. В 1980-х у властей появилась идея снова отправить женщин в космос. Терешкова и Кузнецова даже прошли медкомиссию на отлично, но… В полет на этот раз отправилась Светлана Савицкая.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №06-2019 под заголовком «Ей бы в небо».