"Мама из Бургундии": жительница Плёса воспитала 16 детей и основала экодеревню

Гостевой дом «Частный визит» – визитная карточка Плёса. Но немногие знают, что его хозяйка воспитала 16 приемных детей

Фото: В гостевом доме всегда есть место детям и внукам // фото в статье: личный архив

Елена Маньенан поистине удивительная женщина. Прожив 12 лет во Франции, она вернулась с семьей в российскую провинцию и основала уникальный гостевой дом «Частный визит», который стал визитной карточкой Плёса. А вот тех, кто знает Елену как приемную маму, воспитавшую 16 детей, гораздо меньше.

Другая планета 

Во Францию Елена вместе с мужем – французским журналистом Андре, двумя детьми от первого брака и их общим сыном Даниэлем уехала в 1988 году.

– Это была другая планета, – рассказывает Елена Вячеславовна. – Восхищение, красота, изобилие...

Знакомые французы с таким восторгом говорили про русских, Гагарина, Большой театр, Пушкина, что ее наполняла гордость за Россию. Русских эмигрантов с их презрением и агрессией к родине Елена не понимала.

Семья 6 лет прожила в Париже и еще 6 лет в Бургундии, где купили замок. Когда муж потерял работу, Елена, как настоящая русская женщина, нашла выход. Стала продавать на местном рынке то, что сама готовила: пирожки, борщ и другие блюда по домашним рецептам. 

Дом на берегу озера

Спустя 12 лет жизни во Франции Елена предложила мужу у­ехать в Россию. Андре согласился при условии, что это будет не комфортная и привычная для нее Москва, а такая же глубинка, как Бургундия – 370 км от столицы. Муж был уверен, что российская провинция проиграет французской и Елена захочет уехать обратно.

– Мы начертили на карте круг на расстоянии 370 км от Москвы и поехали по этому кругу, – вспоминает Елена. – За четыре месяца с кошкой, собакой и младшим сыном Даниэлем накатали 7,5 тыс. км.

Старшие сыновья после 12 лет во Франции не захотели возвращаться на родину.

Время было трудное, голодное, но вопреки прогнозам «доброжелателей», что семью Маньенан ограбят или случится чего похуже, Елена встречала в пути хороших людей. Они делились последним куском и пели, даже когда им было плохо. Одним словом, показывали русский характер. Андре Маньенан, который собирал материал для книги о России, удивлялся, а Елена в этом путешествии еще лучше узнала и поняла свою страну.

– Мы побывали в таких дальних уголках, куда Макар телят не гонял, – говорит она. 

Когда осенью начались заморозки, Елена за смешные деньги купила дом в деревне Меленки Ивановской области. В первый же год Маньенан провели в дом воду из колодца, купили водонагреватель, сделали теплый туалет – не бургундский замок, но жить можно. Так бы они и жили на берегу живописного озера, но Даниэлю нужно было ходить в школу. И не только ему – к тому времени в семье уже жили двое приемных детей.

«У нас все время кто-то жил»

Приемная семья – это всегда целая история. Приемными родителями становятся не вдруг, к этому приходят постепенно, этому можно научиться. Если в сердце есть место для чужого ребенка, который становится своим.

– Идея возникла у меня еще во Франции, – вспоминает Елена. – У меня было трое мальчиков, а мне так хотелось еще и девочку. Когда произошло землетрясение в Спитаке, мы с мужем позвонили в армянское посольство и предложили свою помощь: «Давайте мы в семью ребенка возьмем». Нам ответили, что армяне никогда не отдают детей на усыновление, у них нет ни одного детского дома. Если с родителями случилась беда, ребенка возьмут родственники, если их нет – соседи, нет соседей – другие армяне.

Когда Елена вернулась в Россию и увидела детские дома, сколько в них детей, в каких условиях они существуют, она поняла: в ее родной стране что-то не так. Но еще раньше она взяла в семью беженцев из Узбекистана – Наталью и ее детей.

Перебравшись в Иваново, Маньенан помогали маме глухонемого мальчика, у которой не было денег возить его в специализированный интернат в Шую. Каждую неделю доставляли туда и обратно. Затем в их семье появились новые дети – Маша, Ксюша, Женя… Кстати, Ксюша сейчас живет в Салехарде, вышла замуж за офицера, у них маленькая дочка Ариша.

– У нас все время кто-то жил, кто несколько месяцев, а кто-то 6–7 лет, – говорит Елена. – Только шестеро детей были взяты официально через отдел опеки, остальных или привели, или они пришли к нам сами.

Услышав вопрос, можно ли любить чужих детей так же, как своих, Елена закипает: «Я вашего вопроса не понимаю!» Но берет себя в руки и объясняет: 

– Вот представьте себе ситуацию: вы спешите на работу и видите в луже котенка. У человека всегда есть выбор: вздохнуть и пробежать мимо или вытащить из лужи и предложить его прохожим – вдруг кто-нибудь возьмет. А можно сказать себе: «Бог с ней, с работой!», вытащить котенка, принести домой, налить молока в блюдце и побежать дальше по делам. Вот так же и с детьми: если ты их вытащил из лужи, взял к себе, пригрел, то вернуть их в ту среду, в которой они были и где им было плохо, уже невозможно. Да и вспоминать им об этой стороне жизни не хочется.

Когда все свои – нет большего счастья

Праздники за большим столом

Сейчас в семье Елены живут две приемные девочки – Настя и Ксюша. Всего две. Они десять лет в семье, уже почти взрослые, одной 15 лет, другой – 16.

– Не забывайте, что я-то уже не девочка. Мне 61 год, – смеется Маньенан.

Девчонки учатся музыке, рисованию, английскому – образованию детей Елена всегда уделяла много внимания. Ее старшие воспитанники разлетелись, у них своя жизнь и семьи, многим уже под 40.

Старший сын Саша так и живет во Франции, он входит в двадцатку лучших барменов мира и достиг в этом бизнесе больших успехов, звезда французского ТВ. Средний – Дмитрий – окончил высшую поварскую школу Франции и стал первоклассным поваром, работал в мишленовских ресторанах, но вернулся в Россию и усилил в Плёсе бизнес-команду мамы. Даниэль – специалист по компьютерам, переводчик и тоже помогает Елене в делах. По-прежнему вместе с ней те самые Наташа и ее сын Миша, который стал уже взрослым мужчиной и надежным помощником.

По праздникам дети Елены приезжают к ней в Плёс и собираются за большим столом. Правда, не удается всем выбраться одновременно. Андре Маньенан после 14 лет жизни в России все-таки вернулся на родину. Но сама мама из Бургундии во Францию, несмотря на всю свою любовь к этой замечательной и много давшей ей стране, обратно не собирается. Разве что в путешествие.

– Я мечтаю, что когда-нибудь мы всем «табором» сможем проехать по Франции, чтобы дети вдохновились ее красотой, но главное, с благодарностью оценили и поняли свою родную страну Россию, которой они очень нужны, – говорит Елена.

Елена Маньенан в своей экодеревне

Кстати

Елена Маньенан известна не только как владелица гостевого дома «Частный визит» и как автор двух гастрономических бестселлеров «Триумф пирогов» и «Живите вкусно!», но и как создатель экодеревни «Знатная сторонка» в деревне Выголово.

В большом деревенском хозяйстве есть гуси, утки, перепелки, козы, овцы, лошадь, сад и огород, музей «Кошкин дом» с кошками и котятами, много арт-объектов, сделанных со вкусом и душой. 29 июня в туристическом комплексе пройдет фестиваль земляники. В программе – мастер-классы по варке земляничного варенья и других феерических лакомств из свежей лесной ягоды.

В экодеревне Елены есть настоящий «Кошкин дом»

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник+» №06-2019 под заголовком «Мама из Бургундии».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика