Самая верная – "Дорога памяти"

1418 шагов – по числу дней Великой Отечественной – будет тянуться галерея памяти вокруг главного храма Вооруженных сил

Фото: Галерея с участниками ВОВ «возьмет в кольцо» храм в Кубинке

1418 шагов – именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война – будет тянуться галерея памяти вокруг главного храма Вооруженных сил России, который строится сейчас в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.

Открытие должно состояться к 75-й годовщине Победы в будущем году. «Дорога памяти» станет живым воплощением той громкой фразы, которую каждый россиянин знает с детства: никто не забыт, ничто не з­абыто.

Миллионы лиц – в одной галерее

Идея поражает масштабом. В рядах Советской армии на момент начала войны было 33 млн человек. А на конец войны численность была 12,5 млн человек. В идеале проект Мин­обороны должен «олицетворить» всех участников войны, каждого вспомнить не только поименно, но и представить фотографиями, рассказами о судьбах, показать боевой путь человека...

– Это, по сути, отдельный мемориал, – объясняет замысел начальник управления политической пропаганды и агитации Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ, полковник Михаил Досугов. – Он будет передан в ведение Центральному музею ВС РФ. Детали, как все будет, еще дорабатываются. Пока предполагается, что внутри крытой галереи вокруг храма будут расположены не только экспозиции из Музея ВС, но и большие мультимедийные панно, изображающие главные битвы ВОВ. Подойдя ближе, вы увидите, что эти панно состоят из лиц участников войны. Такой постоянно плывущий поток лиц героев... Кроме того, каждый может на специальных стендах набрать фамилию своего родственника и прочитать все документы, которые есть про этого участника войны в разных архивах.

Конечно, воплотить такой проект – задача не на одно десятилетие. И наверное, не все удастся к 9 мая следующего года. Но начало увековечивания памяти ВСЕХ участников войны положено.

«Перекличка» героев войны

Казалось бы, зачем создавать еще один информационный портал, если уже есть комплексы документов, доступные всем: «Память народа», «Подвиг народа», obd-memorial...

На самом деле речь вовсе не идет о дублировании уже имеющихся баз. Наоборот – из того массива документов, что есть, намерены выделить каждого человека в отдельности. К примеру, сегодня в базе obd-memorial порядка 60 млн документов, столько же – в базе «Память народа». Документы просто выгружены, по персоналиям их не разбирали. Теперь это будет сделано. Соберут всю информацию из разных баз и прикрепят к конкретному человеку. Принципиально иной подход – от человека, а не от бумажки.

– Помимо баз данных и книг памяти, – рассказывает Досугов, – сейчас активно работают военкоматы и главное организационно-мобилизационное управление: ищут информацию по учетным карточкам... Все сведения аккумулируются в Москве и после проверки заливаются в «Дорогу памяти».

Но самое главное – собрать лица участников войны. В архивных базах таких данных нет. И тут Минобороны обратилось за помощью к потомкам героев.

– Мы просим, чтобы каждый, у кого в семье хранится фото участника войны, загрузил фотографию на сайт «Дороги памяти», – уточняет Досугов. – В военкоматах таких сведений часто нет: скажем, рядовой состав обычно не фотографировали. Надо сказать, что люди активно откликаются. Веб-ресурс по сбору фотографий и данных об участниках войны был открыт 22 апреля, а сейчас у нас уже есть больше 240 тысяч лиц фронтовиков.

«Дорога памяти» – можно сказать, поименная «перекличка» героев войны, всех ее участников...

Спустя десятилетия

Это только кажется, что войн­а далеко в прошлом. До сих пор люди ищут крупицы информации о своих воевавших родственниках.

Вот небольшая хроника поиска – только за последний месяц.

«Столько лет ищем брата моей матери Миргалеева Ракип Мукминовича. Омская обл., дер. Комуслы. Учился в Тобольском педучилище, был комсоргом. В первые дни войны был призван в Дзержинский военкомат, оттуда же забрали на фронт. Больше о нем не было никаких вестей. Фагиля Чумарова, 1 июня 2019 г.»

«Ищу информацию о своем деде. Зовут Мазинов Мемет, скорее всего уроженец д. Симеиз, Крым. В июне 1941 г. был призван на фронт Ялтинским военкоматом и пропал без вести. Даты его рождения не знаю. Бабушка, его жена, была 1914 г.р. Обращалась в архив в Симферополе. Никаких данных о рождении деда, нет и свидетельства о браке, только свидетельства о рождении детей. Никаких писем. Предполагаю, что бабушка и дед были неграмотные. Гульнара Захарова, 16 мая 2019 г.»

«Помогите разыскать моего дядю Рожкова Михаила Андреевича 1914 г.р., уроженца д. Гостева Курской обл. Ленинского р-на Быкановского с/с. В июне 1940 г. призывался на действительную службу в г. Выборг Карело-Финской АССР, п/я 48. С войны никаких известий не приходило. Последнее письмо было, как вспоминает его старенькая сестра, за неделю до начала боев на Курской земле. Он писал, что выучился на командира. Лариса Печенкина, 9 мая 2019 г.»

Таких обращений до сих пор приходят сотни. Кто-то не умеет пользоваться интернет-ресурсами, а кто-то просто пытается добыть еще хоть какую-то информацию про погибшего на фронте родственника, уже «прошерстив» все возможные массивы данных.

В поисках деда

Так и я несколько лет назад начала поиски сведений о судьбе пропавшего без вести в сентябре 1941-го на фронте деда с базы данных obd-memorial. В моем распоряжении было 5 писем деда, которые он написал после того, как 23 июня 1941-го был призван на фронт, да старая фотография, сделанная за 10 лет до войны. В базе данных значилось: пропал без вести. И всё. Занесен в Книгу памяти – но там только год рождения и ФИО. Военкомат тоже ничего нового не добавил.

Письма деда были информативные: по крайней мере, из них удалось узнать номер полка, дивизиона, где он служил... Но и тут – облом. Полк попал в такую мясорубку в начале вой­ны, что от него ничего не осталось: документов в Центральном архиве Минобороны нет. 

Из последнего письма деда, правда, можно было понять, что он написал его перед серьезным боем где-то на подступах к Ленинграду (тогда замыкалось немецкое кольцо вокруг города). Вероятно, там дед и остался...

И вот неожиданное подтверждение: на obd-memorial мне удалось найти однополчан деда из 3-го дивизиона. Многие также пропали без вести, но судьба некоторых известна – они умерли от ран в госпитале и похоронены под Ораниенбаумом. Не исключено, что и мой дед похоронен в одной из братских могил в тех местах... И уж совсем нежданно: с сайта «Бессмертный полк» пришло письмо – написал потомок однополчанина деда. Они служили вместе. Возможно, друг друга знали – теперь уже не у кого спросить.

Зато мы теперь переписываемся, делимся теми крупицами информации, которые удается раздобыть о наших родственниках. Видимо, это и есть живая память...

Инструкция

Добавьте своего участника войны!

На сайте Минобороны есть раздел «Дорога памяти»: https://foto.pamyat-naroda.ru/info

Если есть сведения о герое, которые вы нашли на информационных ресурсах, стоит добавить ссылки в специальное поле. Если таких сведений нет, просто поставьте фотографию и укажите все известные вам данные.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2019 под заголовком «Самая верная — "Дорога памяти"».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика