Новости дня

18 июня, вторник














17 июня, понедельник



























16 июня, воскресенье




Три новые схемы обмана по телефону, которые используют мошенники

12:28, 03 июня 2019
«Собеседник» №19-2019

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Чтобы стать жертвой мошенников, сегодня достаточно просто снять трубку.

Современные Остапы Бендеры совершенствуют преступное ремесло и ловят в свои сети все больше жертв. Рассказываем о новых способах обмана, которые появились в арсенале преступников.

Разводка 1. Лжебанкиры на проводе

Наталья Беглова всегда считала себя продвинутым пользователем финансовых услуг. Но на прошлой неделе чуть сама не передала мошенникам все данные своего банковского счета.

– Мне позвонили из банка с сообщением, что с моего счета пытались несанкционированно списать 10 тысяч рублей. Я, конечно, разволновалась, – рассказала Наталья «Собеседнику». – Звонящий предложил проверить баланс счета и наличие других подозрительных операций в последнее время. Я была в полной уверенности, что разговариваю с сотрудником банка. Тем более что он обращался ко мне по имени и отчеству, назвал мне мои данные. Попросил уточнить номер карты. Я, думая, что говорю с сотрудником банка, назвала цифры. «А теперь, – продолжил «банкир», – я переключу вас в автоматизированный режим, чтобы вы сообщили копию цифровой подписи, которая указана на обороте вашей карты». Тут у меня мелькнуло первое подозрение – я же знаю, что там напечатан секретный код, а никакая не копия цифровой подписи, и эти данные сообщать нельзя никому и никогда. «Это же робот, ему можно!» – уверенно заявил мне «менеджер». 

Наталья положила трубку. Потом сама перезвонила в банк по указанному на карте номеру. Это было правильно. При звонке Натальи в банк, конечно, выяснилось, что до этого она разговаривала с мошенниками. И не она одна.

– Обстановка банковского кол-центра была воссоздана до мелочей: на заднем плане как будто шла работа других операторов, при переключении включалась «фирменная» банковская мелодия. Все было скопировано с работы настоящего банка, поэтому я не удивлюсь, если многие попадаются на эту удочку, – полагает Наталья. 

Судя только по сообщениям в социальных сетях, мошенники развернулись широко. Жертвами ложных звонков стали клиенты Сбербанка, ТинькоффБанка, «Зенита», ВТБ и других финансовых учреждений. Ущерб от действий обманщиков уже составил более 30 млн рублей. 

Разводка 2. «Забота» о клиенте

Со своим банком у Светланы никогда не было проблем. Обслуживание и отношение было на уровне. Свои обязательства девушка тоже всегда выполняла в срок. Поэтому она даже не удивилась, когда ей как «лучшему клиенту» позвонили из «службы контроля качества» банка.

Уже позже ей показалось странным и само название банковского подразделения, и то, что менеджер не представился в начале разговора. Все остальное было правдоподобно.

– Сотрудник банка всегда представляется, когда звонит клиенту, – прокомментировали позже в службе безопасности банка «Зенит». – Эти данные лучше запомнить или записать, чтобы при возникновении малейших подозрений вы могли проверить эту информацию, сами позвонив в банк.

– Банк выпустил вам карту на 100 тысяч рублей, пользуетесь ею? Все ли вас устраивает? – участливо начал спрашивать лжесотрудник.

На самом деле реальный банкир не задает таких вопросов. А в случае необходимости у него есть доступ к подобной информации – балансу счета и последним операциям. Поэтому звонить клиенту с подобными вопросами никто не будет. 

– Все в порядке? – изобразил удивление «работник». – А давайте уточним, почему она отображается как неактивная. Что с ней не так?

Мошенники играют на психологии. Они пытаются вызвать отвлекающие эмоции: страх, панику, удивление. Человек начинает волноваться, интересоваться и уже меньше способен трезво анализировать происходящее. Он вовлечен в разговор и в процессе может выдать лишнюю информацию, думая, что спасает свои деньги от кражи. На самом деле он сам отдает свой электронный кошелек в руки злоумышленников. Так и произошло со Светланой. 

У девушки была запланирована поездка, поэтому проблемы с картой не входили в ее планы. «Проверка» заняла минут пять, но к ее концу деньги Светланы, увы, улетели в неизвестном направлении. Надежды на возврат практически нет.

– Когда клиент сам передает в руки мошенников платежные данные, банк уже ничего не гарантирует, – сокрушается Светлана.

Но банковская проверка в данном случае все равно идет. Банкиры в принципе не отрицают, что могла быть утечка данных, и теперь все попавшие в эту базу клиенты находятся в зоне финансового риска. 

Преступники оказались хорошими психологами и технически были максимально подготовленными. 

– Я его спросила, почему он звонит не с единого банковского номера. «Если хотите, могу перезвонить». И на самом деле перезвонил с того самого номера, который напечатан у меня на карте! – поражается Светлана.

– Увы, сейчас появились программы, которые позволяют мошенникам маскироваться под любой телефонный номер, – уточнили в службе безопасности банка.

Советы

1. Помните, что настоящие банковские работники никогда и ни при каких обстоятельствах не попросят продиктовать по телефону платежные реквизиты, особенно пин-код и секретный код из трех цифр на обороте карты.

2. В разговоре обязательно попросите сотрудника полностью представиться, запишите его данные.

При малейших сомнениях сами перезвоните по телефону банка, указанному на карте, и уточните все свои вопросы.

3. Если вы передали мошенникам платежные сведения, максимально быстро заблокируйте карту по телефону горячей линии банка. Параллельно отправьте в банк письменное заявление.

Разводка 3. «Все для вас – и абсолютно бесплатно!»

Многие в последнее время жалуются на постоянные звонки с заманчивыми предложениями разных услуг. Юридическая помощь, проверка позвоночника и суставов, скрининг всего организма – и все абсолютно бесплатно. Автоинформатор ссылается на статьи законов и вообще звучит очень убедительно. Вот только стоит вступить в диалог, как с первых же секунд начнется выуживание денег. 

Есть два варианта развития событий. Бездушный робот зачитает вам какое-либо рекламное сообщение, на которое не стоит откликаться – это будут ненужные вам услуги, к тому же  втридорога. Второй вариант – вы станете жертвой телефонных мошенников: звонки на некоторые номера приводят к огромным списаниям. «Телефонисты» намеренно удерживают абонентов на связи: чем длиннее разговор, тем больше денег они получат.

Как с ними бороться? 

Согласно ст. 213 УК РФ, телефонное хулиганство приравнивается к уголовно наказуемым деяниям, но только в конкретных случаях: если речь идет о телефонном терроризме, приходят угрозы здоровью и жизни или если звонивший в целях розыгрыша причинил ущерб или вред.

Советы

1. Кладите трубку. Разрыв связи служит сигналом, что «клиент» сорвался. Но не всех мошенников это останавливает, некоторые продолжают звонить.

2. Заносите номера в черный список. Подобный функционал есть во многих мобильных телефонах. Если функции нет или она платная, установите специальное приложение для блокировки нежелательных абонентов. 

Есть и более интеллектуальное решение данной проблемы – программы категории «Не бери трубку», отслеживающие нежелательные звонки. В единую базу вносятся звонки, которые были оценены пользователями как спам. Приложение постоянно обновляется. Если на ваш телефон звонят с номера, которому присвоены отрицательные оценки, вы получите предупреждение, а приложение самостоятельно отсечет такой дозвон и даже заблокирует абонента.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2019 под заголовком «Ложный вызов».

поделиться:


Колумнисты


Читайте также