"Работодателей вообще не интересуют знания и опыт: возраст – как приговор"
Даже в столице проблемы с трудоустройством уже сейчас отчетливо наблюдаются в том числе у тех, кому еще только за сорок
Год назад, когда власти решительно заявили о намерении поднять пенсионный возраст, всех уверяли, что у будущих предпенсионеров – людей под 60 – не будет никаких проблем с трудоустройством. Уже тогда мало кто сомневался, что это вранье в чистом виде, а теперь пришлось убедиться в этом на собственном опыте. Даже в столице эти самые проблемы уже сейчас отчетливо наблюдаются у гораздо более молодых людей – тех, кому только 40+.
Флагман против бота
В Москве недавно открылся новый, как его назвали в мэрии – флагманский, центр по трудоустройству «Моя работа». Это как «Мои документы», только исключительно про поиск работы. Первым делом, прикинувшись сотрудниками на грани безработицы, мы засобирались туда.
В наше почти безработное положение тут же со всей душой вник бот сервиса «Яндекс» «Таланты». Стоило набить в поисковике запрос на адрес трудоустроительного флагмана, как в правом нижнем углу монитора выскочила готовая вакансия специалиста по уборке квартир (она там все еще висит, если что – налетай). Боту было разъяснено, что это немного не то, хотелось бы по специальности, диплом журфака как-никак. «Ок! – радостно откликнулся бот. – Магазины приглашают на вакансию «продавец-консультант/продавец-кассир». 181 руб. в час!» После отказа бот прояснил вопросы прописки, возраста и уровня образования и не менее радостно, чем минуту назад, выдал вакансию сотрудника фастфуда.
В центре «Моя работа», светлом, современном и уютном, почти не оказалось посетителей. Стоило взять талон в терминале электронной очереди, как тут же последовал вызов к окошку. Милая сотрудница Ольга внимательно выслушала, вникла в шаткое положение и тут же распечатала список готовых вакансий из базы. В общем, если хотите работать по специальности, спешим вас расстроить: требования к вам будут предъявляться если не конские, то почти. А денег предложат, за редким исключением, 19–21 тысячу.
– Если хотите, можете записаться на психологическую консультацию к нашим специалистам, – участливо произнесла Ольга, увидев мой озадаченный фейс. – А еще у нас тут регулярно проходят лекции и тренинги для тех, кто ищет работу.
Действительно, мастер-классы, семинары и тренинги вроде «Правил успешного собеседования», «Как продать себя работодателю» и «Резюме глазами рекрутера» проводятся в центре с понедельника по пятницу. Некоторые даже представляют собой целый цикл лекций, на которые безработные граждане могут ходить, как на работу.
– А еще мы поможем составить резюме, присвоим статус безработного и оформим пособие, – продолжила Ольга. – Вы приходите, если останетесь без работы. Но лучше сразу же идите в ваш районный МФЦ «Мои документы», потому что безработным полагаются выплаты на период трудоустройства – не все об этом знают и теряют деньги. Там помогут с оформлением документов.
Ты бы в грузчики пошел
Поход в «ваш районный МФЦ», как выяснилось, может обернуться нежданным квестом – трудоустройством занимаются не везде, хотя на сайте организаций подробно расписаны все услуги, оказываемые безработным бедолагам.
– Вы знаете, у нас сейчас трудоустройства нет, – сообщили в ближайшем от редакции МФЦ.
– А в соседнем районе?
– Не знаю. Оно вообще то есть, то нет, – вздохнула сотрудница и выдала список контор, в которые можно обратиться. Теоретически.
Оказалось, что окружной центр трудоустройства, находившийся на одном конце округа, переехал на другой конец. Но этой информации у сотрудницы не оказалось. Пока мы носились в поисках конторы, у них закончился рабочий день. На свой страх и риск утро следующего дня начали с похода в ближайший к дому МФЦ, и – о чудо! – с заветным талончиком идем на прием. На котором заявляем, что готовы к любым трудам, хоть с переобучением, хоть с чем угодно.
– Какие специальности сейчас самые предлагаемые? – интересуемся у сотрудницы Татьяны.
Татьяна, как бы намекая, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, выдала готовый лист А4 со списком сайтов по поиску работы – их была целая стопка для страждущих, – а сама залезла в «Яндекс», как бы продолжая намекать, и вскоре распечатала список наиболее востребованных профессий на нынешнем рынке труда.
– Грузчики сейчас очень в ходу, – поделилась она, хотя в списке данная специальность была совсем не в лидерах как по востребованности, так и по з/п. – Очень часто их спрашивают. А для женщин самая распространенная вакансия – соцработник. Там, правда, нужно специальное образование, но мы поможем с обучением.
Нынешняя ситуация на рынке труда такова: самый востребованный работник – водитель авто, 40–45 тыс. Скорее всего это таксист. На втором месте уборщик, но з/п у него 23–24 тысячи. Круче всех машинист электропоезда – ему работодатели готовы отстегивать почти 63 тыс. в месяц. Он по спросу на третьем месте. Шансы найти работу высоки у поваров, штукатуров, арматурщиков и монтажников, но на свои 30+ тысяч они в Москве особо не зажируют.
Возраст как приговор
Изучение сайтов из выданного Татьяной списка показало: если вам 40+, готовьтесь к трудоустройству полицейским, пожарным или продавцом в гипермаркете. Был еще найден вариант дворника-вахтовика с бесплатным общежитием и едой по месту дворничества 5/7. Такие вакансии выплыли при фильтрации по возрасту.
– Вообще, если в центрах занятости с вами разговаривают вежливо и возраст вообще не принимают во внимание, то на собеседовании все переворачивается с ног на голову, – рассказывает менеджер по продажам авиазапчастей Елена 40 с небольшим лет. – Там сразу, как видят год рождения, начинают хамить, иногда откровенно ржать. Одна девочка заявила, что мне «так много лет» и «как же вы будете жить на такую маленькую зарплату?» Работодателей как будто вообще не интересуют твои знания и опыт, возраст – как приговор.
Елена ищет постоянную работу уже не первый год. Говорит, что от унижений на собеседованиях опускаются руки. В похожей ситуации оказался электрик Григорий, 43 года. Примерно 1,5 года назад компания, где он работал, решила, что собственный электрик им не нужен, и с тех пор Григорий перебивается случайными, не очень частыми заработками.
– Постоянно сталкиваюсь с тем, что мне отказывают из-за возраста, хотя, казалось бы, электрик, живущий долго – хороший электрик, – грустно шутит мужчина. – После того как услышал: «Знаете, нам нужен мальчонка пошустрее», вообще перестал ходить на собеседования. Иногда какую-то работу подкидывают знакомые, иногда нахожу разовые заработки в интернете.
Светлана, 45 лет, верстальщик. По той же причине, что и Елена с Григорием, живет в основном подработками. Постоянная работа у нее, если это можно так назвать, 2–3 раза в неделю.
– Периодически становлюсь на учет на биржу труда, – рассказывает она. – В прошлом году пришлось несколько месяцев сидеть на пособии. Не знаю, как умудрилась протянуть.
К слову, если вы рассчитываете при утрате работы скромно присосаться к бюджету и получать пособие, мы сейчас вас до невозможности огорчим. Тут вам не загнивающий бездуховный Запад, и государство особо не жаждет вас поддерживать. Максимальный размер пособия по безработице – 8 тыс. рублей в течение года. При этом вы обязаны каждые 2 недели посещать центр занятости и собеседования по предлагаемым вакансиям. Потом пособие выплачивать прекращают, и в следующий раз за ним вы можете обратиться только через полгода. Причем получать будете уже меньше. Минимальный размер выплаты на данный момент – 1,5 тысячи.
У нас социально ориентированное государство, не забывайте об этом. Так что ждите пенсию, возможно, дождетесь.
Справка
Для регистрации в качестве безработного потребуется:
- паспорт
- трудовая книжка с отметкой об увольнении
- документ о профессиональной квалификации
- справка о среднем заработке в течение года на момент обращения в центр занятости
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2019 под заголовком «Кто не работает, тому за 40».