Пять историй про Анатолия Чубайса
Анатолий Чубайс, покинувший правительство 20 лет назад, остается самым неоднозначным государственным деятелем России
Анатолий Чубайс, покинувший правительство 20 лет назад, остается самым неоднозначным государственным деятелем России
До сих пор идут жаркие споры о том, кто же он – реформатор, поступившийся репутацией ради болезненных, но необходимых преобразований, или разрушитель промышленности страны? Неоспоримо одно: та структура хозяйствования и собственности, которая есть в России сегодня, в основе своей создана реформами Чубайса.
За последнее время он сделал несколько громких заявлений, чем сразу вызвал бурную реакцию общества. То он просит поблагодарить олигархов, то предлагает инвестировать пенсионные накопления граждан в наноотрасль. А самое последнее его утверждение о том, что Россия – бедная страна, привело к дискуссии с представителем МИДа Марией Захаровой...
Так какой же он, Анатолий Чубайс, человек, который по-прежнему продолжает вызывать острейшие эмоции у россиян?
Согласился на народный гнев
Чубайса возненавидели главным образом за «ваучер – две «Волги» и приватизацию, после которой останавливались заводы и люди лишались работы.
– Как только было принято решение о формировании правительства Гайдара, – рассказывает Андрей Нечаев, министр экономики РФ в 1992–1993-м, – встал вопрос о распределении ролей. Чубайс планировался на министра промышленности. Но Гайдар понимал, насколько важна приватизация, и предложил ему возглавить комитет по имуществу. На что Чубайс сказал: «Ты же понимаешь, что обрекаешь меня на народный гнев: любая модель приватизации будет казаться несправедливой, всегда будут обделенные и недовольные». Егор Тимурович ответил: «Понимаю, но так надо». И Чубайс согласился, став отцом российской приватизации с одной стороны и всеобщим аллергеном – с другой.
Болезненно ли он переживает свою непопулярность? Сейчас уже не так, любит даже шутить на эту тему.
Из раздела «не серьезно» с личной страницы Чубайса в сети, где он собирает анекдоты и карикатуры про себя:
- За неуплату долгов Чубайс отключил свет в конце туннеля.
- Наконец-то наши ученые разгадали формулу наночастицы – ее структура сильно напоминает ваучер.
«Он смотрел на меня с ненавистью»
Экс-мэр столицы Юрий Лужков уверен, что приватизация в том виде, в каком ее проводил Чубайс, разрушила экономику страны.
– У меня были даже стычки с Чубайсом в присутствии президента, – рассказывает он. – Как-то Ельцин вызвал меня на ковер: «Идет масштабная работа по переводу экономики из соцсистемы в капиталистическую, а вы – единственный, кто мешает». Я ответил: «У меня есть принципы. Наши позиции с Чубайсом по экономике противоположны – приватизация нужна, но совсем по другой схеме. Пригласите его, мы оба доложим свои аргументы. А вы решите, кто прав». Ельцин согласился.
И вот я при Чубайсе говорю, – продолжает Лужков, – что те меры, которые он применяет, уничтожают нашу экономику. И привел Ельцину один пример: «Борис Николаевич, вы были на ЗИЛе, знаете этот завод, его масштабы и мощности. Это работающая система. Там 70 тысяч работников, десятки филиалов по стране, современное оборудование... Недавно за 80 млн $ закупили грандиозный пресс для производства кабин. И весь ЗИЛ был продан Чубайсом какой-то фирме «Микродин» за... 4 млн $! А ведь он стоит несколько миллиардов долларов. И так происходит везде». Ельцин в бешенстве. «Это так?» – спрашивает Чубайса. Тот начинает юлить: «У них производство остановилось...» Я говорю: «Неправда!» И дополняю: «И как этот «Микродин» может справиться с таким монстром, как ЗИЛ? У них ни специалистов, ни ресурсов. Значит, распродадут по дешевке». Ельцин багровеет и не понимает, что делать: он видит, что происходит, но повязан задачей поставить страну на рыночные рельсы... И я заметил, с какой ненавистью смотрит на меня Чубайс...
В общем, Ельцин тогда меня попросил перестать его критиковать, а ему запретил проводить приватизацию в Москве по своим принципам, разрешив мне и дальше вести ее по-своему: без спешки, за реальные цены объектов, чтобы они продолжали работать и развиваться. И бюджет Москвы, кстати, ежегодно получал от этого 15%, которые мы направляли на развитие соцсферы.
Дружил с Окуджавой
12 июня 1997-го в Париже в больнице умер поэт Булат Окуджава. После его смерти выяснилось, что последнее стихотворение, написанное еще в мае, он посвятил Анатолию Чубайсу, с которым давно дружил и соседствовал дачами в подмосковном поселке Жаворонки.
– Я за многое благодарна Анатолию Борисовичу, – сказала «Собеседнику+» вдова поэта Ольга Окуджава. И больше никаких подробностей: интервью она не дает. – Это очень личные воспоминания.
Окуджаву похоронили на Ваганьковском кладбище. А последние строки поэта передали Чубайсу 16 июня, в день его рождения:
Надо помнить: день рожденья –
Это вовсе не венец,
Годовой итог горенья...
Всем известно, наконец,
Что в правительственных сферах
Полагается при том
Как бы спрятанный в портьерах
Холостых салютов гром,
Ну и прочие примеры
С орденами всех мастей...
А у нас иные сферы –
День приязни и гостей.
Ну, и чтоб жила легенда
О событьи круглый год,
Рюмочка интеллигентно
Применение найдет.
Как нам жить – узнаем сами.
Мир по-прежнему велик.
Пусть останется меж нами
Добрых «Жаворонков» крик.
Сказал: «Денег на науку не даем»
Мало кто знает, что еще в начале 2000-х в РАН было создано отделение нанотехнологий.
– Тогда президентом Академии наук был Юрий Осипов, а я – вице-президентом, – рассказывает нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов. – Однажды Юрий Сергеевич передал мне документ с положительной визой Путина: зам. главы АП Джохан Поллыева и вице-губернатор Петербурга Александр Беглов писали президенту о необходимости создания отделения нанотехнологий в РАН. Но для этого надо было созывать общее собрание, менять устав... И я предложил простой вариант: переименовать отделение информатики и вычислительной техники, которым руководил тогда академик Евгений Велихов, в отделение информационных и нанотехнологий. Путина это устроило. Но, как мне передали, он сказал: «Пусть Алферов перейдет в это отделение». Я туда и перешел. Мы, к слову, тогда создали компанию по нанотехнологиям (исходя из простого тезиса: должна же быть в России промышленная нанотехнология). А когда в 2011-м появилось «Роснано», я обратился к Чубайсу: «Мы предложим ряд проектов, а вы дадите деньги на исследования». Он ответил: «По уставу я не могу давать деньги на науку». Кстати, несмотря на мои возражения, «Роснано» взяло ту нашу компанию себе.
А потом продало за границу.
Любит, когда трудно
– Чубайс очень обязательный, я бы сказал, трудоголик, – член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс перечисляет те качества коллеги, которые считает наиболее важными. – Он вдумчивый руководитель: решая ту или иную задачу, всегда консультируется с огромным количеством людей, ищет источники... По общей работе в РСПП знаю: если вопрос носит сложный характер и 27 людей калибра Дерипаски, Мордашова, Лисина жарко его обсуждают и не могут прийти к консенсусу, Чубайс не вмешивается. Но формулирует итог беседы таким образом, что неожиданно всем всё становится ясно и его вывод более-менее устраивает всех. Он обладает огромной энергией. И видимо, ее так много, что даже отпуск проводит в основном за рулем по труднопересеченным местностям: скажем, на джипе по пустыне... Самый желанный отдых для него – это преодоление трудностей.