Они спасли 81 жизнь. Как живут сейчас герои аварийной посадки Ту-154 в Ижме
7 сентября 2010 года в Коми совершил аварийную посадку ТУ-154 с 72 пассажирами. Как живут сегодня герои этой истории?
7 сентября 2010 года в лесах Коми, на давно закрытом аэродроме села Ижма совершил аварийную посадку ТУ-154 с 72 пассажирами. К счастью, никто не пострадал.
Тогда на борту самолета случилась авария, которая привела к отключению систем управления, навигации и радиосвязи. Пытаясь отыскать место для экстренной посадки, пилоты случайно обнаружили взлетно-посадочную полосу давно не функционирующего аэродрома Ижмы. Несмотря на недостаточную длину полосы и сложные метеоусловия, им удалось благополучно приземлиться.
Летчики Андрей Ламанов и Евгений Новоселов стали Героями России, штурман, бортинженер и бригада бортпроводников получили ордена Мужества. Начальнику вертолетной площадки Сергею Сотникову вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Как живут сегодня герои той невероятной истории?
Герой России Андрей Ламанов: Меня задевает, когда лгут, что самолетом управлял не я
ТУ-154, поврежденный при аварийной посадке в Ижме, не был списан – его отремонтировали, и еще восемь лет борт RA-85684 совершал регулярные рейсы. Полеты закончились лишь в минувшем сентябре: на музейную стоянку в аэропорт Новосибирска самолет прибыл под управлением Андрея Ламанова, посадившего его в Ижме.
– На чем сейчас работаете, Андрей Александрович?
– Все так же на ТУ-154 авиакомпании «Алроса». География полетов разная: Москва – Мирный, Новосибирск, Краснодар, Сочи...
– С вами кто-то еще летает из того экипажа?
– Нет, бортинженер Рафик Каримов уже на пенсии, штурман Сергей Талалаев – тоже. Иногда встречаемся на работе с Новоселовым, но не в кабине пилотов – он переучился и летает теперь на «Боинге-737», тоже в «Алросе». И мне в свое время предлагали пересесть на «Боинг», но я отказался – мне ТУ-154 ближе, да и поздновато уже, возраст. На пенсию, правда, пока не собираюсь, буду летать, пока здоровье позволяет.
– Звание Героя России что изменило в вашей жизни?
– Это почетно, конечно, но пока никак особенно на жизни не сказывается. Когда выгонят из летчиков, может, дадут какой-нибудь документ – например чтобы на электричке ездить (смеется). Я в Подмосковье живу, в Одинцово.
– Знаю, что вы каждый год отмечаете 7 сентября, день посадки в Ижме. А в другое время вспоминаете ту историю, думаете о случившемся?
– Нечасто, но бывает. Когда суета, работы много, об этом не вспоминаешь. Жизнь-то продолжается. Только вот ложная информация, которую обо мне дают на протяжении уже восьми лет, задевает.
– Какая информация?
– Почему-то все считают, что я был на том рейсе вторым пилотом. Это неправда – я занимал тогда левое командирское кресло, непосредственно пилотировал самолет, принимал решение о посадке и благополучно ее произвел. Это могут подтвердить и экипаж, и наше руководство. У нас вообще не было второго пилота, мы с Евгением Новоселовым летели как два КВС (командир воздушного судна. – Ред.). На рейсе из Москвы, когда было все благополучно, я сидел в правом кресле и выполнял функцию второго пилота, а Евгений занимал командирское левое, а обратно, по маршруту Полярный – Москва, мы поменялись. И функцию командира экипажа в том полете выполнял я.
– Вас обижает эта ошибка?
– Конечно, мне обидно. Старею, вредный становлюсь. Капелька тщеславия, наверное, у любого человека есть, но тут дело даже не в этом. Получается, что в узком кругу, среди родственников и друзей, я рассказываю одно, потом они включают телевизор или читают прессу, а там – другое, там говорят и пишут, что я был в том полете вторым пилотом. Кем я выгляжу в их глазах? Выходит, я лжец? Люди смотрят на меня с недоверием: мол, что же ты нам тут рассказываешь, если на всю страну другое говорят? Я каким-то подлецом оказываюсь. Это неприятно и несправедливо. Хочется это исправить.
Сергей Сотников, начальник вертолетной площадки в Ижме: Всегда начеку
После того как Ижма перестала принимать самолеты и в селе осталась только вертолетная площадка, Сергей Сотников по собственной инициативе продолжал следить за взлетной полосой: охранял, чистил, обновлял разметку. Многие его земляки не понимали, какой в этом толк, пока «чудачество» не спасло 81 жизнь.
Сотников, ставший народным героем, до сих пор работает на прежней должности, все так же следит за полосой и который год собирается на пенсию. Но не уходит.
– Еще поработаю год-полтора и пойду на заслуженный отдых, – говорит он в очередной раз. – 60 лет исполнилось, пора.
– Чем тогда займетесь, Сергей Михайлович?
– Найду чем. У меня огород, хозяйство. Овец вот взяли в прошлом году – сена много накосили. Дочери дом надо помогать строить. На рыбалку буду ездить, на охоту ходить. Месяца через три в седьмой раз дедом стану, а вы спрашиваете, что делать буду. Внуков пока в школу отвезешь-привезешь, вот и день прошел.
– Снегоход, что вам подарили блогеры, на ходу?
– Конечно. Внуки иногда катаются. А я в основном на другом транспорте на работе: на тракторе, когда вертолетный квадрат готовлю, потом на «уазике» – «гладилкой» его шлифую.
– Зимой сколько раз приходится чистить?
– Если погода морозная – два-три раза в неделю, в остальное время только проверяю. А когда снег идет, каждый день чищу – вертолетный квадрат постоянно должен быть готов, неизвестно, когда может быть санзадание (срочный санитарный рейс. – Ред.).
– Как часто сейчас вы принимаете и отправляете вертолеты?
– До Нового года работали по транспортной схеме, это рейсы в понедельник, среду и пятницу. Сейчас в дальние деревни по зимнику машины идут, а когда распута начнется, болота таять будут, снова вертолеты пустят. И так до лета, пока реки не вскроются и по ним катера не начнут ходить. Еще вахтовики через нас летают. После Нового года уже три раза было санзадание, дважды сложные роды – вывозили грудничков в Сыктывкар. Это значит, бежишь, готовишь вертолетный квадрат, принимаешь вертолет и отправляешь. Всегда начеку.
– С кем-то из экипажа ТУ‑154 общаетесь?
– С Евгением Новоселовым иногда созваниваемся. Когда проблемы у нас тут были (в 2013 году здание аэропорта Ижмы отключили от электроэнергии. В знак протеста Сергей Сотников написал заявление об увольнении. После шумихи электричество вернули. – Ред.), он позвонил, спросил, что случилось, чем помочь. Хороший человек.
– Что дальше будет, как думаете?
– Авиацию, похоже, у нас не собираются возрождать, всё уже в прошлом. Вертолетные квадраты еще будут, а потом, наверное, всё. Дороги сейчас сделали хорошие – от Ижмы до Ухты 350 км и 3–4 часа в пути, 300 км до Сыктывкара. Но на машине все равно сложно, особенно если больного везти. Если бы самолеты летали, за час можно было добраться, а там – куда хочешь: хоть в Москву, хоть в Петербург. А вот по деревням у нас иначе как вертолетом не добраться, когда распута. И если сообщение закроют, то и деревень, наверное, не будет. Так что на пенсию пойду с тяжелым сердцем.