Новости дня

22 января, вторник




21 января, понедельник




































20 января, воскресенье





Будущее дальше, чем думалось: как живет "Сколково" через два года после открытия

«Собеседник» №49-2018

Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»
Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

Научный центр «Сколково» называют городом будущего, но времена, когда проект был идеей фикс для государства, кажется, в прошлом.

В начале 2017-го инноград начал работу – технопарк «Сколково» открыл офисы и лаборатории, а в жилых кварталах поселились первые сотрудники. «Собеседник» съездил узнать, удалось ли за два года приблизить будущее.

«Коммуналка» – 1200 рублей

До первого в новой России наукограда из Москвы надо добираться на обычном автобусе с мутными стеклами и бумажными билетиками. Такие прибывают сюда сотни раз на дню. Большинство работников приезжают из Москвы, но есть и те, кто «пустил корни» в самом иннограде.

Строительство жилых кварталов для ученых и разработчиков стартовало здесь в 2015-м. Спустя два года раздали ключи первым жителям квартала «Тетрис». Комплекс из четырех- и пятиэтажных домов рассчитан на 500 человек. В каждой квартире электронная начинка «умный дом». Рядом еще один квартал – «Квадро» с таунхаусами – для семейных. Гимназия для детей под боком, но цены кусаются (85 тыс. руб./мес.). По официальной информации, жилые кварталы заселены практически полностью, но в разгар дня на улицах ни души.

Молодая мама толкает коляску через сугроб. Пристегнутые на улице велосипеды и зарядки для электрокаров засыпало снегом. Спортивную площадку занесло по самый турник...

– Да они все тут работают сутками, – объясняет продавщица местной продуктовой лавочки, что разместилась в одном из трех магазинов в «Сколково». – Это в Москве привыкли с 9 до 18, с обедом, а здесь, бывает, только под утро домой идут: технопарк, где у них офисы и лаборатории, работает круглосуточно.

Цены на продукты для тружеников науки примерно в полтора раза выше, чем в столичных торговых сетях. Но и ассортимент непривычный. Большой выбор сыра, много необычных энергетических напитков – явно для любителей экспериментов. А вот алкоголя нет вообще, не видно и мест для курения на улице. Судя по табличкам, оно запрещено чуть ли не на всей территории инновационного центра.

А чтобы дойти отсюда до ближайшего супермаркета, надо собираться в настоящий поход.

– Тем, у кого машина, проще. А мне идти минут 50 только в одну сторону, – рассказывает робототехник Артем Шкловец (на фото). В 2017-м он стал первым сотрудником «Сколково», кто заселился в «Тетрис».

– Систему «умного дома» тогда на мне и тестировали. Она поддерживает нужный климат. Можно настраивать батареи, которые здесь спрятаны в пол (во всех квартирах – панорамные окна). Если человек выходит из дома, система делает так, что потребление энергии снижается. Но я этим почти никогда не пользуюсь: то отключается, то просто не работает. Вызываешь сотрудников, потом ждешь их... Коммунальные расходы тут и так очень маленькие. За капитальный ремонт и вывоз мусора не платишь (это оплачивает «Сколково»). Так что даже в зимний период у меня выходит 1200 рублей.

Аренда маленькой студии (покупать жилье в «Сколково» нельзя) в 29 «квадратов» обходится Артему в 32 тыс. рублей в месяц. Апартаменты сдаются готовыми для проживания: с полной отделкой, встроенной мебелью и сантехникой. Снять их может кто угодно, но приоритет – за резидентами «Сколково».

Беспилотное такси с пилотом

На стенах технопарка в две шеренги висят патенты – от «Ракетоносителя для легких нагрузок» до «Значка для интерфейса». Один робот здесь сварит и подаст кофе, другой – свернет блинчик... В «Сколково» все должно напоминать: ты – в городе будущего. Иногда этого напоминания слишком много.

– Заказываешь продукты по смартфону, через него же оплачиваешь, – объясняет продавщица продуктового магазина функцию «покупки без продавца». – Потом приходишь, показываешь электронный чек продавцу и уходишь.

То есть продавец все-таки нужен?

– Ну да, а как же?

По этому принципу работает и беспилотное такси от «Яндекса», которое курсирует по территории «Сколково». Такси-то беспилотное, но на всякий пожарный в кресле водителя сидит человек с руками на коленях. По мнению Артема, который в своей компании как раз отвечает за беспилотные технологии, автомобиль «без присмотра» выпустят на дороги еще не скоро.

– Человек будет страховать процесс еще лет 15–20, пока юридические вопросы не решатся, – говорит он. – Непонятно, кто должен нести ответственность при ДТП с беспилотником. В Штатах инциденты уже происходили, у нас еще нет. Поэтому тут все такие бодренькие, собираются даже по Москве кататься. На форуме «Открытые инновации», когда Медведев приезжал, таких такси ездило очень много, сейчас поменьше. Работают нормально. По крайней мере, мне дорогу уступают.

Чего еще ждать?

Артем переехал в Москву с Украины в поисках работы, когда там начались военные действия в Донбассе. На то, что окажется в «Сколково», не рассчитывал – так получилось, что его компания стала резидентом инновационного центра.

– Зарплаты здесь примерно на таком же уровне, как и в Москве. Может, даже ниже, – объясняет Артем. – Но для меня как мигранта здесь много льгот. Работая в «Сколково», я получаю статус квалифицированного специалиста. Это дает возможность получить вид на жительство, минуя разрешение на временное проживание. Процедура в несколько раз упрощается. Я получаю вид в отдельной очереди, плюс у меня появляется бесплатный юрист. Без «Сколково» получить статус квалифицированного специалиста можно, только если твоя зарплата не меньше 180 тысяч или если ты научный сотрудник с зарплатой от 100 тысяч.

В центральном холле технопарка бурлит деятельность, школьники ходят с экскурсиями, взрослые слушают лекции в прозрачных аудиториях (по-здешнему – «капсулах»). Главное, лишний раз не выглядывать наружу через огромные толстые окна, за которыми вялотекущая стройка и бескрайнее поле. Для работы здесь есть практически все. А вот для жизни – пока большие пробелы.

– Скоро должны открыть транспортный узел «Квадрат» и бизнес-центр «Амальтея», в котором будет развлекательная часть – магазины, кинотеатр, – раскрывает перспективы Артем Шкловец. – Здесь все строится, но небыстро. Многие вещи обещают к одному сроку, но потом этот срок постоянно переносят. Но метро должны открыть в следующем году. И поскольку его строит не «Сколково», уверен: так оно и будет.

Ау, люди!

Сейчас в «Сколково» не более 1000 жителей. По изначальному проекту к 2020-му в российском инновационном центре должны проживать 15 тысяч сотрудников. Еще 7 тысяч будут ежедневно приезжать в «Сколково» на работу. Находясь здесь, поверить, что все это произойдет уже через год, невозможно. Будущее оказалось чуть дальше, чем представлялось.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2018 под заголовком «Есть ли жизнь в "Сколково"?».

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания