"В США нажираются, как слоны": почему нельзя запрещать алкоголь 18-летним
Эксперт объяснил Sobesednik.ru, чем опасно повышение возраста продажи алкоголя до 21 года
Эксперт объяснил Sobesednik.ru, чем опасно повышение возраста продажи алкоголя до 21 года.
26 ноября замминистра здравоохранения Олег Салагай сообщил, что через несколько месяцев Минздрав представит законопроект о повышении возраста продажи алкоголя до 21 года. По его словам, сейчас эта инициатива находится на стадии экспертного обсуждения и проработки.
24 ноября вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова заявила, что одной из дополнительных мер по борьбе с пьянством в России станет увеличение возраста покупателей алкоголя до 20 или 21 года. «Никто не говорит о том, что все нужно поставить под запрет, – отметила она. – Но, тем не менее, есть международный опыт по борьбе с алкоголем».
Как писал Sobesednik.ru, 27 ноября ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, согласно которым 78% россиян поддерживают идею повышения возраста для продажи алкоголя с 18 до 21 года. Против этого высказался 21% граждан.
Отметим, что чиновники и законодатели уже не первый год пытаются ужесточить правила продажи алкоголя. Так, например, за повышение возраста покупателей алкогольной продукции высказывались сенатор Антон Беляков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и депутат Думы от «Единой России», экс-хоккеист Вячеслав Фетисов.
Главред портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов назвал абсурдной ситуацию, при которой гражданину РФ можно было бы служить в армии, вступать в брак и голосовать на выборах с 18 лет, а покупать пиво с 21 года. Повышение возраста продажи алкоголя он считает запретительной мерой, которая не даст положительных результатов. По его словам, власти пытаются бороться с пьянством при помощи бессмысленных запретов, как это было при Николае II и при Михаиле Горбачеве:
– Сейчас борются не с пьянством, а с алкоголем, то есть с химическим соединением. Потребляют-то его люди, поэтому в первую очередь нужно воспитывать людей. Начинать стоит с детского сада и школы. Не нужно говорить, что спирт – это яд, нужно объяснять правила культуры потребления. Мало сказать, что нельзя пить до 18 лет, нужно объяснить, почему нельзя. Это как с правилами дорожного движения. Необходимо научить людей пользоваться продуктом повышенной опасности. Запреты нужны – нельзя, например, употреблять алкоголь до 18 лет или продавать его в ночное время, – но нельзя делать ставку на глупые ограничения. У нас сейчас и так гайки закручены до предела, – заявил Михаил Смирнов.
Сторонники повышения возраста продажи алкоголя часто приводят в пример США, где запрещено употреблять спиртное до 21 года и где культура потребления алкоголя якобы более развита, чем в России. По словам нашего собеседника, Штаты не годятся в качестве примера для подражания.
– У них в права собственности вступают в 21 год, поэтому и продают алкоголь с 21 года. Я общался со многими американцами. Они говорят: «Какие 18 лет?» Подростки там соседа-алкаша просят, дают ему деньги, он им покупает бутылку. Все студенты в США обязательно нажираются. Они в колледжах нажираются, как слоны. Пьют как подорванные, потому что им закон запрещает, а запретный плод сладок. Этот закон там, к сожалению, массово не действует, – рассказал эксперт.
Летом 2018 года Минтруд предложил правительству сфокусироваться на росте продолжительности здоровой жизни и увеличении числа ее приверженцев при реализации нацпроекта «Демография». Кроме того, министерство выступило за поддержку рождаемости и занятости женщин с детьми, а также за доступность соцобслуживания для старшего поколения. На эти цели Минтруд намерен ежегодно тратить 600 млрд рублей в период с 2019 по 2024 год.
Михаил Смирнов говорит, что в России «пилят бюджеты, направленные на борьбу с алкоголизмом», а повышение возраста покупателя алкоголя увеличит долю контрафакта и повысит коррупцию.
– Это коррупционная поправка. Увеличится количество «подстав»: будут подводить парня, которому 20 лет и 11 месяцев, он будет покупать, а потом будут шантажировать рестораны и магазины, что сейчас происходит с 18-летними. Это ничего не изменит, а просто загонит большую группу людей в подполье и расширит подпольный рынок. У нас уже сейчас подпольный рынок занимает примерно половину рынка крепкого алкоголя. Кстати, с каждой бутылки водки за 220 рублей, купленной в магазине, вы 140 рублей отдаете государству: 100 рублей – акциз, 40 рублей – НДС. Государство и так хорошо живет, – сказал Смирнов.