Крестная мать. Почему министр Ольга Васильева закрывает школу в Горках Ленинских?
В разгар учебного года Министерство просвещения приостановило работу единственной школы в поселке Горки Ленинские
В разгар учебного года Министерство просвещения приостановило работу единственной школы в поселке Горки Ленинские.
Когда ее откроют и откроют ли, неизвестно. Чиновники объясняют форс-мажор критическим состоянием зданий, родители называют их действия рейдерством и утверждают: дело в земле.
«Как на похороны сюда иду»
Школу в поселке Горки Ленинские называют советским Хогвартсом. Волшебников здесь не учат, но по красоте, масштабам и истории она не уступает сказочному городку. Два с виду крепких кирпичных здания – начальной и средней школы, с десяток хозяйственных построек, длинный мост через живописный овраг... Территория в 16 га граничит с музеем-заповедником «Горки Ленинские». В 1921 году школу открывал Ленин, а Крупская была попечителем передового учреждения.
Сегодня тут тихо и пустынно. С главного здания снят флаг, на асфальте под каплями дождя блестит колокольчик – его рисовали к сентябрьской линейке.
– Как на похороны сюда иду, – говорит Вера Морозова. Ее внук учился в 5-м классе, она и сама ходила в эту школу. – Как можно оставить без школы целый поселок? Внук теперь будет ездить в Купелинку за 15 километров. Пришла забирать документы. Кругом обман: говорят, что школа приостановила работу, а дают писать заявление об отчислении, а не о переводе.
Вера Петровна уверена: дело не в зданиях, которые давно требуют капремонта и которыми долгие годы не занимались, а в земле. Как и все, она задается вопросом: почему школу закрывают в разгар учебного года, а не летом?
ФГБОУ СОШ «Горки» подчиняется Министерству просвещения, в стране всего три такие школы с федеральным статусом. 30 октября чиновники министерства на собрании сообщили родителям, что школа приостановила работу для устранения нарушений, выявленных Роспотребнадзором. Ремонт займет года два-три, но к услугам жителей другие школы – округа Домодедово и Ленинского района. Все они не за углом. Родители там же подняли бунт, 1 ноября пришли с детьми к школе, но внутрь их не пустили.
«Все поражено грибком»
Дверь в главное здание закрыта. Нам открывает сотрудник пресс-службы Министерства просвещения. Предлагает экскурсию и ведет к и. о. директора Сергею Логинову. Сергей Леонидович на момент нашего визита в должности 11 дней.
– Вот это кабинет физики, – начинает он. – Посмотрите на выключатели, это 60-й год. Этот выключатель чуть не убил током нашу учительницу. А вот здесь за шторами мы прячем грибок. Чувствуете, как пахнет? Здесь все поражено грибком.
Мы с фотографом никакого запаха не чувствуем, да и кабинет физики не похож на декорации к хоррору – ни обваливающихся потолков, ни проваливающегося пола, скорее это картинка из фильма о 60–70-х годах. Логинов артистично со словами «И это школа XXI века!» показывает женский туалет. Чистая, не древняя сантехника. В сельских школах в далеком замкадье такому санузлу позавидовали бы.
И. о. директора сыплет нарушениями: в школе нет оборудованной столовой, детей кормили пирожками, в классах холодно. Припечатывает: акта о приемке школы к 1 сентября нет. На вопрос, как чиновники открыли школу, пожимает плечами: до него была другая, очередная и. о. директора, назначенная министерством.
По совету Логинова идем в здание начальной школы смотреть на грибок и прочие ужасы, но тоже страшного не видим. По пустому зданию ходит учительница с коробкой, давать интервью отказывается.
– Вы согласны со словами Васильевой, что у вас в школе нижайший уровень образования?
– Нет.
– Может, зря родители беспокоятся?
– Нет.
В последние месяцы учителям задерживали зарплату, и они обратились в Трудовую инспекцию. ФГБОУ СОШ «Горки» должна местному бюджету 36 миллионов рублей.
Убывающие гектары
В школьном дворе нас ждут родители-активисты.
– Сотрудники Министерства просвещения уже сейчас закладывают социальную напряженность на будущее, – говорит юрист и приемная мама Ирина Савченко. – Может быть, школа и откроется – отремонтированная, элитная, но тех, кто был отчислен, в нее уже вряд ли примут.
Женщина возмущается, что сейчас чиновники и и.о. директора переводят стрелки на родителей, мол, сами писали во все инстанции, просили провести ремонт и устранить нарушения, вот и дописались. Но родители утверждают: школе в этом году выделили 14 миллионов рублей, которые не использовали. Да и сразу закрывать все здания не обязательно.
– Проблема земли существует. Это не вброс, – говорит Савченко. – Жена бывшего директора Шаргородского (он много лет руководил школой) утверждает, что когда-то лично возила документы в земельный комитет. И в них было написано, что территория школы – 18 гектаров (является федеральной собственностью. – Авт.). Потом всплыла цифра 16. Сейчас Васильева говорит, что 14 гектаров и 2 из них – под учительскими домами, их уже не вернуть. Было 18, стало 12.
Пока мы беседуем, из главного здания выходит мама десятиклассника Юлия. Ее сына отказываются принимать в школу совхоза имени Ленина. Официальная версия – ребенок успел нахулиганить. Но родители понимают, что, несмотря на заявления чиновников, мол, всех детей примут и автобусы для доставки выделили, соседние школы не резиновые.
Активисту сожгли машину
Отец девятиклассника и активист Михаил Серяпов пишет наш разговор на камеру, чтобы выложить в социальной сети. Он провел серию митингов и пикетов против закрытия школы, и теперь он, во-первых, больше не депутат городского поселения. Во-вторых, у него сожгли машину.
Прокуратура обнаружила, что на сайте администрации выложены неверные сведения о его доходах, и посчитала, что он должен быть отстранен от депутатства. Сам Серяпов утверждает: сведения подавал правильные.
История с сожженным Volvo еще более странная. Автомобиль у дома Серяпова вспыхнул как факел в ночь с 1 на 2 ноября и полностью внутри выгорел. Для родителей, несогласных с решением министерства, поджог стал сигналом: лучше не бороться, а тихо забрать документы.
Серяпов начал сбор подписей за отставку Васильевой, которая, по мнению его и других сопротивленцев, совершила противоправные действия в отношении 457 школьников. Он хочет подавать иск в суд и обжаловать законность министерского приказа.
– По-моему, это беззаконие надо прекращать. В одном из домов на территории музея-заповедника проживают крестные дети Ольги Юрьевны, дети предпринимателя Льва Гольдфельда, – рассказывает Серяпов. – Наверное, эта земля представляет интерес для ее семьи… В том понимании, которое в нее вложили жители Сицилии. В России теперь есть свое понятие – «крестная мать».
Ольга Васильева живет в этих краях. Для местных это не новость, как и то, что она может быть связана с горкинским бизнесменом. Говорят, Гольдфельды ждут прибавления, и Ольга Юрьевна, возможно, снова будет крестной.
Гольдфельд и Ко
Родители полагают, что к истории со школой может быть причастен бизнесмен Лев Гольдфельд. Ведь он уже имеет отношение к громкому земельному скандалу.
Местные активисты не первый год пытаются спасти от вырубки дубраву в Ленинском районе, которую посадил академик Лысенко. Еще в 2005 году 30 га этих земель с дубами стояли на кадастровом учете как лес Подольского лесничества, сейчас категория земель – индивидуальное жилищное строительство. Они находятся в частной собственности у ООО «Ассоциация кадастровых инженеров», которое давало Гольдфельду доверенность на один из четырех участков.
Земля по 8–10 соток с дубами продается под строительство, и в дубраве идет вырубка. Активисты постоянно вызывают полицию, но суды за лес они проиграли.
Местные жители подозревают, что с землями школы тоже могут произойти какие-нибудь «чудеса».
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №44-2018 под заголовком «Крестная мать».