Курганские школьники рубят капусту – и сами закупают компьютеры и технику
В селе Курганской области школа за счет приусадебного огорода обеспечивает себя продуктами на весь год и продает излишки
В селе Утичье Курганской области ученики и учителя давно уже научились получать то, на что бюджетных денег не хватает. Сельская школа за счет приусадебного огорода и сада обеспечивает себя продуктами на весь год, а все излишки продает. На вырученные деньги уже отремонтирован спортзал, закуплены компьютеры, современные роботы…
Ученье и труд
У муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) «Утичёвская основная общеобразовательная школа» большой участок – почти 2 га, – на котором еще с советских времен ученики, педагоги и сотрудники школы выращивали овощи, фрукты и ягоды.
– Производственные бригады были во многих средних школах с 1978 года, и мы тоже создали в своей основной школе (здесь учатся с 1-го по 9-й класс) бригаду, – рассказывает «Собеседнику» 85-летняя директор школы Сталинара Шляхова, которая проработала здесь 44 года, хотя после института ее направляли сюда лишь на 1,5 года.
...Если в большинстве сельских школ давно забыли о работе на земле, то в Утичьем эта традиция сохраняется и сегодня: на приусадебном участке каждый год с мая по октябрь трудятся «производственные бригады». В школе 89 учеников, из них в сезон работают 45. Также «на огород» выходят 14 учителей.
Работа на участке входит в школьную программу: во время учебного года ребята сажают овощи и собирают урожай в рамках предмета «Технология», а на летних каникулах – в качестве трудовой практики.
– В мае после уроков мы задерживаемся на час и сеем на грядки свеклу, морковь, лук, – объясняет порядок зам. директора по учебной работе Светлана Погадаева. – В мае сажаем картофель: кто может, работает лопатами, делает лунки для посадки, остальные подносят семенные клубни. В этом помогает и наш мужской персонал: сторож, электрик и водитель. Вместе мы за 4 часа засаживаем весь огород.
– Для наших ребят работать на участке – это привычка, неизменное правило, поэтому никто не отлынивает от практики, – уточняет директор школы. – С другой стороны, когда дети выпускаются, они всё умеют и легко могут содержать свой огород.
Основная работа на участке начинается в июне.
– Заместители директора в это время обычно занимаются анализом работы школы, подведением итогов за год. Но нынче было много проблем. Сорняки буквально атаковали огород, и «производственные бригады» не успевали справляться с ними, – говорит Светлана. – Всем приходилось выкраивать время и выходить помогать бригадам, а бумажную работу доделывать дома.
Вершки и корешки
В сентябре и октябре ученики собирают плоды своего труда.
– У нас в принципе всегда хороший урожай, а в этом году мы вообще много овощей собрали: морковь, свекла… – хвастается Сталинара Ефимовна. – Нам даже родители учеников помогали выкапывать картофель – иначе бы не успели. Вот только капуста не вся хорошая уродилась. Когда все собрано, мы устраиваем праздник труда, – продолжает директор. – Накрываем столы с овощами, фруктами, конфетами и подводим итоги – кто как поработал.
По результатам работ школа выплачивает труженикам премии. Правда, маленькие – не больше 250 рублей, но детям и это приятно. Все-таки любой труд должен оплачиваться.
– А что потом делаете с урожаем? – интересуюсь у директора.
– В первую очередь мы делаем запасы, которых должно хватить на весь учебный год. Из них наши повара готовят школьные обеды. У нас все свое, кроме молока, сахара, мяса – эти продукты мы покупаем, – поясняет Шляхова.
Все запасы складывают в овощехранилище – это небольшой сарай, в котором еще 45 лет назад была мастерская. По словам директора, это хранилище через год-другой рухнет – пора уже задуматься о строительстве нового.
– Излишки продуктов мы продаем в детский сад, также выезжаем в район на осеннюю ярмарку, где тоже продаем часть нашего урожая, – продолжает арифметические выкладки Сталинара Ефимовна. – На вырученные деньги покупаем те продукты, которые не можем сами получить. К тому же благодаря прибыли мы смогли накопить на покупку компьютеров, мультимедийной системы, ремонт спортзала…
– Еще скажете, что не собираете денег с родителей на ремонт? – со скепсисом спросила я, зная, что для многих родителей эта статья расходов – обязательная и сильно бьет по карману.
– Я знаю, что в других школах собирают то на ремонт, то на охрану… У нас такого нет, – уверяет директор. – Единственная помощь, которую мы просим оказать родителей – это поклеить обои, линолеум приколотить, подкрасить что-то… Вот и всё.
– До 90-х годов школе помогал колхоз, бесплатно выделял мясо для детей в школьную столовую, молочные продукты. Овощи мы продавали в детские сады. Денег хватало даже на путевки по городам Советского Союза, – рассказывает завуч Светлана Погадаева, которая работает в школе уже 30 лет. – Я лично ездила с детьми на Кавказ: в Пятигорск, Нальчик. А до меня детей возили в Минск, Волгоград, Калининград, Ленинград (Санкт-Петербург) и т.д. Сейчас у нас такой возможности, увы, нет: возим только в район – в цирк, на экскурсии в музеи… Еще из соцзащиты выделяют путевки малообеспеченным семьям, но только в школьное время, поэтому дети пропускают очень много учебного материала. Мы же раньше ездили в каникулы. Сейчас школы выживают, и мы в том числе, – продолжает Погадаева, – но у нас есть хоть какие-то деньги.
Жуки и роботы
Денег, выделяемых из бюджета, школе хватает на оплату света, отопления, телефона, на зарплаты… А все остальные нужды в Утичьем оплачивают сами – деньгами, вырученными от продажи овощей.
Что нужно купить, а какие покупки могут подождать – решает коллектив. Из самого необходимого в школе уже есть мотоблок, трактор, инвентарь (грабли, лопаты, ведра, лейки, шланги). Техника должна находиться в исправном состоянии (на это нужны средства). Из постоянных закупок – семена, средства для борьбы с колорадским жуком и бабочками-капустницами. Из обязательных расходов – ремонт классов, а для учебного процесса закупаются компьютеры, принтеры и т.д. И пока вроде на все это хватает...
Но Светлана, которая ведет кружок робототехники, хотела бы, чтобы в школе появился еще один робот-конструктор для ребят.
– О роботе я узнала пять лет назад, он предусмотрен для детей 5–9-го классов. «Миндстормс Лего», кстати, – поясняет Светлана, что это за «чудо-зверь». – Есть в роботе устройство – микроконтроллер, куда загружается программа, выполненная на компьютере. Эта программа заставляет собранного из различных частей робота двигаться, выполнять повороты, издавать звуки, парковаться и т.д.
Впрочем, сегодня, эта игрушка едва ли является покупкой первой необходимости. А вот дидактические материалы по математике точно нужны: школа перешла на новые образовательные стандарты, денег на учебную литературу в районе им выделили мало – хватило лишь на учебники, а дидактические материалы учителям приходится распечатывать постоянно на каждый класс.
Наверняка именно эти материалы, а не чудо-робот и станут в этом году первой покупкой экономически грамотной школы.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №42-2018 под заголовком «Школьники рубят капусту».