"Как будто враги вернулись"? Почему на братской могиле уничтожили ели
В Калужской области на братской могиле спилили деревья, которые служили главным и по сути единственным ее украшением
В Калужской области на братской могиле спилили абсолютно все деревья, которые служили главным и по сути единственным ее украшением.
В редакцию Sobesednik.ru обратились обеспокоенные жители деревни Некрасово Тарусского района Калужской области, где на территории мемориала покоятся несколько сотен павших в декабре 1941 года бойцов.
Многометровые ели на протяжении десятилетий обрамляли скромный мемориал по периметру, еще несколько деревьев росли внутри природного ограждения.
Однако недавно все они были спилены и порублены. Часть чурбаков долго валялась прямо у братской могилы, другую часть спалили сразу за металлической оградой.
Теперь главное место памяти Великой Отечественной выглядит так, словно пострадало от какого-то стихийного бедствия, а прилегающая территория стала похожа на большое пепелище. «Как будто фашисты опять вернулись в эти места», — жалуются местные.
Чтобы прояснить ситуацию, я позвонил главе сельской администрации Виктории Цатуровой, чей телефон указан на сайте. Из разговора я узнал, что еще несколько лет назад выяснилось: две из 11 елей полностью, до иголок, съедены короедом. Все остальные деревья также были заражены.
Местные жители в частном порядке давно просили администрацию, в том числе на праздничных мероприятиях в честь Дня Победы, спилить деревья. И хотя все предыдущие годы деньги закладывались на более необходимые вещи, кое-что для мемориала все равно делалось.
«Его же мы отремонтировали в начале 2015 года! Какие мы "фашисты"?! Плитку выложили... В шестнадцатом году у нас был просто холмик, грубо говоря, где захороненные были, а мы клумбу сделали», — говорит Цатурова.
Плановый годовой бюджет администрации — 6 миллионов рублей. «И то получается не шесть миллионов, а все три. Налоги не оплачивают люди, но подействовать мы на них не можем. Приходится письма писать в налоговую, чтобы они передали задолженности судебным приставам, но налоговая не передает», — сетует глава сельской администрации.
Администрация уже посадила на территории мемориала 20 новых кустарников и намечает дальнейшие действия: «Еще хотим засеять туда газонную травку. Но сейчас в основном денег уже нет. Планируется только чистка снега, или если там прорывы или еще что-то… Пни [от спиленных елей] корчеваться не будут. Есть новые технологии: буровая установка ставится на корень, она дробит весь корень, и корня нет. Если деньги будут, то в этом году [сделаем], если нет, то в следующем».
Ни в коем случае не осуждаю местных жителей. Хоть те и зря, по-видимому, подняли хай, но в нашей стране порой напротив лучше перебдеть…
А вот местные власти осуждаю. Даже если не разбирать некоторые странные телодвижения типа газона в сентябре или «новых технологий» прямо около останков. Да еще при недоборе половины бюджета.
Цатурова сказала мне, что «местные жители должны знать о том, что мы сейчас благоустраиваем сельское поселение», однако довести до некоторых правильную информацию не смогла. А ведь, думается, вопрос решила бы всего одна информационная табличка...