Депутат Госдумы: После пенсионной реформы на рынок труда хлынут безработные
Второе слушание законопроекта пенсионной реформы назначено на 24 сентября. В Госдуму уже поступили поправки
Второе слушание законопроекта пенсионной реформы назначено на 24 сентября. В Госдуму уже поступили поправки, анонсированные президентом Путиным во время его обращения к народу, и те предложения, которые подготовила «Единая Россия». В сухом остатке все это сводится к следующим посылам: установить возраст выхода на пенсию для женщин в 60 лет; оставить льготы; ввести уголовную ответственность работодателей за увольнение людей предпенсионного возраста; деньги, вырученные за конфискованное имущество, отправлять в Пенсионный фонд; убрать льготы по пенсиям для депутатов и сенаторов. Ну что тут можно сказать?
Мы должны говорить о фундаментальных вещах, так как речь идет о фундаментальном решении – мы ведь говорим про решения, которые затронут весь рынок труда в России, все 105 млн человек, которые пока еще не являются пенсионерами.
Между тем на рынке труда дополнительная рабочая сила не нужна. Правительство поначалу рассказывало, что у нас уменьшается число работающих и прибавляется количество пенсионеров, поэтому мы должны заставить людей дольше работать. Но по ходу диалога стало очевидно: количество людей работоспособного возраста и впрямь в ближайшие 20 лет снизится, но – всего на 3 млн (с 82 млн до 79 млн человек), а на рынок труда они планируют выкинуть 17 млн граждан. То есть для 14 млн это чистая безработица.
А после выступления президента были проведены две категории коррекции. Одна носила содержательный характер и касалась как раз возрастных параметров (по женщинам не +8, а +5 лет). Это влечет за собой коррекцию ожидаемого роста безработицы – не на 14 млн, а на 8 млн. Но ведь и 8 млн новых безработных – это нехорошо. Тем более что никак увеличение безработицы не сможет способствовать ни стабилизации на рынке труда, ни поступлению доходов в ПФР. Скорее напротив – это обострит конкуренцию на рынке труда и снизит реальную зарплату людей. А вместе с ней и социальные взносы. Все это достаточно очевидные вещи.
Вторая категория предложений относится к отдельным точечным изменениям: например, уголовная ответственность за увольнение людей предпенсионного возраста. Это означает, что вся безработица опустится на более молодые возрасты. То есть она никуда не денется, просто изменится ее структура.
Это главное. А все остальные предложения, на мой взгляд, лишены серьезной смысловой нагрузки. Имеет смысл обсуждать лишь одну базовую вещь: баланс на рынке занятости. Но по этому вопросу как раз обсуждение не происходит.
Будет ли вторая волна коррекции, зависит от двух факторов. И ни один из них не находится ни в Госдуме, ни в правительстве. Первый – это итоги выборов 9 сентября. Они будут рассматриваться как некий публичный плебисцит. И второй – насколько выступления, которые запланированы оппозицией на 22 сентября, окажутся импульсными.
Олег Шеин, депутат ГД,
вице-президент Конфедерации труда России