Детей эвакуировали, птицы улетели. Как живут в "мертвой зоне" Крыма
Город Армянск в Крыму за несколько дней стал непригоден для жизни, но власти предпочитают не признавать масштаб проблемы
Крымский город Армянск буквально за несколько дней стал непригоден для жизни, но власти предпочитают не признавать истинный масштаб проблемы.
Последнюю неделю север Крыма живет, как в фантастическом фильме – реальность внезапно изменилась до неузнаваемости. Растительность вся увяла и пожухла за считаные часы, листья свернулись и опали. Металлические предметы заржавели. Ворота, автомобили, заборы покрылись маслянистой слизью, похожей на отработанное моторное масло. В соцсетях жители шлют друг другу фотографии своего нового быта – позеленели даже таблетки с аскорбиновой кислотой.
– Я на работу прихожу, а все замки за ночь проржавели, – рассказывает работница одного из торговых павильонов Ольга. – Документы, которые лежали на столе, позеленели. У самой глаза слезятся, во рту першит, адов запах в воздухе, дышать невозможно. Вилки и ложки дома тоже стали все в пятнах. Ни одной птицы в городе не осталось – улетели...
Власти настаивают, что в городе все нормально и ситуация под контролем. Обратившимся к врачам ставят диагноз ОРВИ. Наличие проблемы признали только спустя несколько дней «постапокалипсиса», когда скрывать правду стало уже невозможно. Местные общаются со СМИ анонимно, так как большинство работают на предприятии «Титан» – виновнике вредных выбросов. Детей из города вывезли, и больше всего это было похоже на эвакуацию, хотя само слово здесь тоже под запретом: автобусы экстренно формировали в 12 и 2 часа ночи. Взрослые, кому некуда или не на что ехать, остались в городе на свой страх и риск.
Эта проблема зрела уже 4 года – с тех пор, как Украина перекрыла канал, питающий регион пресной водой. С 2014 года используемый в производстве «Титана» кислотонакопитель (производственное «озеро» с кислотой и водой) стал мелеть. Власти Крыма признали, что он потерял 30 млн кубометров воды и кислота просто стала испаряться и разъедать все на своем пути – растения, здания, автомобили. Неужели за 4 года нельзя было найти источники воды? Чего ждали?
Серной атаке уже подверглись ближайший Армянск и Красноперекопск. Но экологи говорят, что проблемы могут почувствовать и другие ближайшие города и села по обе стороны границы.
Центр экологического благополучия не исключил вероятность кислотных дождей на Херсонщине на Украине, в крымском Джанкое, других населенных пунктах. «Все, что попало в атмосферу, может выпасть в форме осадков», – разводят руками защитники природы.
Чтобы остановить воздействие кислоты, нужно заново наполнить кислотонакопитель водой. Но на это потребуется 7 месяцев и немало денег, а Армянск уже превратился в «мертвую зону».
– Нет воды – нет производства, нет производства – нет работы. Это инфраструктурная проблема, нужно создавать нормальную программу переселения туда, где есть вода и занятость, – считает общественник Владимир Гарначук.
Почему проблема, которая так долго каждый день и каждый час буквально копилась по капле, не была вовремя решена? Почему о ней заговорили вслух только после того, как произошла катастрофа и был нанесен ущерб здоровью и имуществу людей?
Помимо традиционной для властей привычки замалчивать и успокаивать, возможно, дело еще и в личности владельца завода. Это украинский олигарх Дмитрий Фирташ, которого считают близким к политическому истеблишменту России и даже к отдельным представителям русской мафии. Завод как работал, так и работает. Неофициально сотрудники предприятия сообщают, что им объявили: с 11 сентября персонал может уйти в неоплачиваемый отпуск. А пока в Армянске моют улицы с содой в надежде минимизировать ущерб от кислотного воздействия. А в интернете люди распространяют советы, как быть в случае кислотной атаки.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №35-2018 под заголовком «Армянск – "мертвая зона" Крыма».