Чем грозит сотрудничество со спецслужбами или отказ от вербовки
Адвокат Иван Павлов — о том, кого и зачем вербуют спецслужбы и как действовать, если предлагают «сотрудничество»
Адвокат Иван Павлов — о том, кого и зачем вербуют спецслужбы и как действовать, если предлагают «сотрудничество».
The New York Times написала об участившихся попытках вербовки российских общественников и активистов со стороны отечественных спецслужб. Сообщения и рассказы на тему попыток представителей органов «пообщаться», «договориться» и завязать сотрудничество появляются регулярно — по крайней мере, в социальных сетях политически активных граждан.
О том, что делать в подобных случаях, Sobesednik.ru спросил адвоката Ивана Павлова из «Команды 29», не так давно подготовившей памятку для обвиняемых в госизмене:
— Как много таких случаев на самом деле?
— Я здесь могу высказать только свое мнение, но в целом спецслужбы всегда пытались и пытаются завербовать активных граждан. Такие попытки предпринимали и в моем отношении в начале 2000-х годов. Заметные фигуры всегда привлекают внимание, в том числе и такое.
Кто-то соглашается на такое сотрудничество, кто-то отказывается. Нам, адвокатам, тут проще: нам это запрещено в силу прямого указания закона. И любое предложение адвокату о сотрудничестве со спецслужбами будет просто незаконным. Тем, кто не относится к подобным категориям, сложнее: их могут шантажировать, уговаривать — спецслужбы знают слабые стороны и скелеты в шкафу.
Не думаю, что в последнее время такие предложения стали делать существенно чаще. С тех пор, как ФСБ начала активно работать, то есть с начала 2000-х годов, эти попытки есть. Может быть, они набирают обороты — время неспокойное.
— Что можно посоветовать тем, к кому пришли?
— Тем, к кому пришли с таким предложением, могу посоветовать всегда помнить: это дело добровольное. Каждый должен сам принимать это решение исходя из собственных убеждений и других факторов, в том числе и требований закона.
Универсальных ответов нет. Не буду категорично говорить, что вступать в подобное сотрудничество нельзя — все же это спецслужбы нашей страны. Но нужно помнить, что закончить такие отношения будет сложнее, чем не начинать их. И если начальный интерес спецслужбы может быть нейтральным, то позже задачи могут войти в диссонанс с морально-нравственными ориентирами. В случае отказа какие-то ваши секреты действительно могут быть обнародованы, но речь вряд ли идет о большем риске.