Опрос: почему в России растет уровень неприязни к другим национальностям?
По сравнению с предыдущим годом россияне стали в 2–3 раза больше недолюбливать представителей некоторых национальностей
Социологи Левада-Центра зафиксировали: по сравнению с предыдущим годом россияне стали в 2–3 раза больше недолюбливать цыган, вьетнамцев, китайцев, выходцев с Кавказа и из среднеазиатских республик, евреев и украинцев.
Многие считают, что проживание представителей этих национальностей надо ограничить. Почему так и кого вы не любите, спросили мы у знаменитых россиян.
Екатерина Жемчужная, актриса:
– Я в шоке, потому что раньше даже нас, цыган, русские любили. Люди бедные, несчастные, у них денег нет, вот они и такие озлобленные. Ну как может быть платным образование?! А в больнице? Раньше в них по тысячу лет лежали и никто не выгонял. Лично у меня, клянусь вам, нет неприязни ни к одной группе.
Лев Рубинштейн, писатель, поэт:
– На моей памяти ксенофобия была всегда, менялись только ее объекты. Группы и люди, которые мне неприятны, наверное, есть, но они мне чужды не по признаку рождения или внешнего вида. Есть люди, которых называют «совками», мне они всегда были несимпатичны.
Борис Надеждин, политик:
– Последние несколько лет у нас идет государственная пропаганда: кругом враги. Разумеется, это сказывается на отношении людей – к Америке, к Украине. Телевизор – главный инструмент воздействия на людей. Я человек толерантный, но не очень хорошо отношусь к тем, кто берет взятки, и к неверным женам. Но вряд ли это ксенофобия.
Лев Гудков, социолог, директор аналитического центра Юрия Левады:
– Рост ксенофобии – это поиски козла отпущения. Страдают ею пожилые и малообразованные, но в последнее время растет ксенофобия у среднего класса, особенно это заметно в Москве. У меня негативное отношение к ФСБ, которая сейчас проводит опасную и провокационную политику.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2018 под заголовком «Кто виноват в росте ксенофобии?».