Марк Львович Глинский: Убедить – не значит обмануть
Как сделать отходы безопасными и как природа защищает себя от воздействия человека?
Активная урбанизация является одним из характерных признаков нашего времени. Рост городов вызывает увеличение числа отходов, производимых горожанами. Этот процесс долгое время не замечали – ведь в России земли много. Однако в конце концов игнорировать негодование тех, кто живет в непосредственной близости от свалок, стало невозможно. Закрытием одного полигона задачу не решить - ведь мусора меньше не становится, следовательно, возникает избыточная нагрузка на другие места его захоронения. В результате проблема с переработкой мусора сегодня довольно остро стоит, например, в Подмосковье, где только в этом году приступили к рекультивации сразу четырех полигонов.
О том, как сделать отходы безопасными и как природа защищает себя от воздействия человека, мы поговорили с кандидатом технических наук, членом Общественного Совета Росатома, первым заместителем генерального директора ФГБУ «Гидроспецгеология» Марком Львовичем Глинским.
- Марк Львович, можно ли как-то поставить проблему захоронения мусора на научные рельсы, попытаться заранее прогнозировать развитие загрязнений окружающей среды?
- «Занимаясь «Росатомом», мы были привлечены как специалисты, которые понимают, что происходит с недрами, когда они активно эксплуатируются и в них поступают радиоактивные и химические вещества. Радиоактивные хоть как-то распадаются, а химические нет. Все вещества взаимодействуют с породами, сорбируются и десорбируются. Эти процессы надо хорошо знать, чтобы понимать, как предотвратить опасную ситуацию. Важно знать соответствующие закономерности и уметь прогнозировать развитие событий. Вот этим «Гидроспецгеология» и занимается.
Везде задача одна. Дано - загрязнение. Известно геологическое строение участка и гидрогеологические условия. Спрашивается: что будет, если ничего не делать при определенном уровне загрязнения? Что будет, если принимать меры? И какие меры лучше принимать? По мере того, как развивались математические подходы, а компьютеры стали мощнее, качество прогнозов улучшилось. Стало возможным делать прогнозы по одному, двум или трем сценариям. То есть предлагать разные инженерные решения и описывать то, как они будут влиять, во-первых, на безопасность человека, что приоритетно; а во-вторых, на стоимость.
- А как местные жители относятся к расположенным поблизости мусорным полигонам? Оправданы ли их традиционно мрачные ожидания?
- Хранению радиоактивных отходов государство уделяет большое внимание и там все учитывается до мелочей. Но люди к хранилищам относятся с недоверием. Поэтому мы с ними разговариваем. Ведь я понимаю, что они ошибаются. Я знаю, что там, в хранилище, заложено, насколько изучен геологический разрез и насколько он способен предотвратить распространение загрязнения. Я понимаю, как долго велись режимные наблюдения, позволяющие разобраться, что происходит в подземных водах. И при наличии данных о природе, о земных недрах, где расположены хранилища - источники загрязнения, можно достаточно достоверно прогнозировать их влияние на окружающую природную среду и человека, своевременно принимать управляющие решения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию. Тогда можно спокойно разговаривать с народом. К проектированию мусорных полигонов, заводов по глубокой переработке твердых коммунальных отходов нужно подходить так же.
- Какова роль геологических условий местности? Где можно строить мусорные полигоны, а где – не стоит?
- Начинать всегда необходимо с анализа природных условий. Существуют мощные естественные механизмы, защищающие подземные воды от загрязнения. К примеру, некоторые горные породы сорбируют в себя примеси, существующие в воде. В первую очередь это глины. Если слой глины довольно мощный, то он срабатывает, задерживая загрязнение. При этом важно знать коэффициент сорбции загрязнителей горными породами, который необходимо определять опытным путем: провести специальные исследования, пробурив группу скважин. На основе полученных данных строится геолого-гидрогеологическая фильтрационная модель, затем – геохимическая. И только потом, на основании результатов моделирования определяются дальнейшие действия.
Десорбция - это еще один природный механизм, которому важно уделить внимание. Сначала порода все в себе накапливает. Затем, если вдруг от источника прекратилось поступление, а в это время пошли дожди, то вода промывает эту породу. Идет процесс десорбции, т.е. уже порода становится вторичным источником загрязнения. Это важно иметь в виду.
- И все это попадает в подземные воды? Которые используются в том числе и для водоснабжения населения?
- С подземными водами вообще ситуация интересная. Мы же их не видим. С воздухом проще. Вот труба, и от нее идет дым и запах. С водой сложнее. Ничего не происходит в явном виде и вдруг надзорные органы фиксируют повышенную заболеваемость у населения. Поэтому, даже при хорошей природной защите, необходимо создать систему мониторинга, чтобы понимать, что происходит в недрах и как можно оперативно на это реагировать. Когда такая система создана, она позволяет получить актуальные данные о состоянии подземных вод. На каждом участке свои особенности такой системы: расположение скважин, их количество, глубина и т.д. Вы проводите измерения и говорите: есть ли загрязнение, выше или ниже оно допустимого уровня, имеется ли положительная или отрицательная динамика. У вас глаза открыты, и вы уверенно говорите с людьми: все что скрыто под землей, находится у нас в руках.
- То есть загрязнения природы мусорными полигонами все-таки можно предотвратить?
- Конечно. Но прежде чем проектировать полигон или завод по переработке отходов, важно знать геолого-гидрогеологические условия участка, т.е. все, что связано с гидрогеологией, инженерной геологией. Важный аргумент при обсуждении проектов – это качество и полнота инженерно-геологических изысканий. Анализируя качество исследований, можно уверенно сказать, все ли параметры, используемые при оценке безопасности эксплуатации объекта утилизации отходов, достоверны. Известно ли направление потока, коэффициент фильтрации горных пород и коэффициент их сорбции для различных загрязнителей. Это позволяет хорошо видеть общую картину.
Другой вопрос: как построена система мониторинга. Лишь бы отделаться или она методически продумана и обеспечивает получение достоверных данных. Почему методически? Например, чтобы из водоносного горизонта взять нужную пробу важно соблюсти регламент отбора и целый ряд условий. Сначала необходимо сделать предварительную прокачку наблюдательных скважин, потом. правильно законсервировать пробу, подкислить ее или не подкисливать и т.д.. Здесь целая система. Тогда проба сохранена, будет своевременно доставлена в лабораторию и даст истинный результат. В проекте должна быть заложена возможность прибегать к услугам нескольких аккредитованных лабораторий.
- Можно ли строить объекты мусорной инфраструктуры по принципу «сделал и забыл» или они в любом случае потребуют за собой постоянного контроля?
- Какая бы ни была переработка отходов, мониторинг все равно необходим. И чтобы вовремя реагировать, нужно постоянно объективно оценивать ситуацию. Если вдруг что-то произошло, то вполне возможно возникает необходимость создания инженерных барьеров, препятствующих распространению загрязнения. При этом надо понимать, что если вы в подземном потоке ставите барьер, то это может привести к заболачиванию местности. Поэтому очень важно правильно выбрать участок для создания полигона или завода по переработке отходов. Для этого необходимы исследования разных масштабов, позволяющие детализировать геологическую обстановку, грамотно выбирая наиболее благоприятный участок.
Существуют апробированные, передовые методики исследования, проектирования и создания систем мониторинга, которые необходимо применять в сфере утилизации отходов. Эти методики должны быть заложены в проекте, уже там должно быть все предусмотрено. Проект должен обеспечить полную безопасность эксплуатации объектов утилизации отходов, а система мониторинга - надежный контроль.
- Кто конкретно должен заботиться о безопасности мусорных полигонов?
- Прежде всего, государство в лице руководителей различного уровня отвечает за свои действия. Разные уровни власти должны сами убедиться, что объект утилизации отходов безопасен, что все этапы, начиная от изысканий, проектирования, экспертизы выполнены грамотно. Весь процесс должен находиться под контролем руководителей, которые должны быть сами уверены, что все делается грамотно, и объект будет безопасен.
Руководители, привлекая общественность, должны попытаться ее убедить в том, что их безопасность и комфорт не будут нарушены. И последнее, надо найти в себе силы и возразить, когда говорят: «Ну, конечно, строить надо, но только не у нас». Этот гордиев узел можно разрубить только следующими аргументами: необходимо убедить общественность, что все делается по закону и с соблюдением нормативов; вмешиваясь в природу, мы гарантируем безопасность и применяем самые передовые технологии. Тогда человек будет чувствовать себя защищенным. Убедить – это не значит обмануть. Убедить – это значит быть уверенным самому, что ты сам все сделал правильно и говоришь людям правду.