Электрички следуют в режиме ЧП
Ещё недавно электропоезда считались одним из самых надёжных и безопасных видов транспорта. Из-за плотного движения многие пересели на электрички. Но, оказалось, пассажиры рискуют – и серьёзно.
Без тормозов
19 июня на Курском вокзале электричка столкнулась со скоростным поездом «Стриж», который шёл из Нижнего Новгорода. Избежать настоящей трагедии удалось лишь случайно: оба поезда шли на небольшой скорости. Виновата в ДТП оказалась именно электричка: почему-то у неё сошла с рельс колёсная пара, состав стал заваливаться на бок и столкнулся со «Стрижом», покорёжив вагоны. Это не единственный инцидент с участием электричек. Куда хуже для пассажиров закончилась история тремя месяцами ранее, когда 8 апреля в Филях у электрички оказалась неисправна тормозная система, и она скатилась под уклон, врезавшись в пассажирский поезд Москва-Брест. Восемь человек оказались в больнице, всего пострадали три десятка пассажиров.
– Я находился в той самой электричке, ехал на дачу, – вспоминает пассажир Сергей, – сидел в предпоследнем вагоне, потому что опаздывал, заскочил в последний момент. Отъехали мы недалеко, как вдруг поезд остановился. Ну, стоим и стоим. Люди стали ворчать. Потом по громкой связи сообщили, что неполадки в тормозной системе. Неполадки! И вдруг попросили пассажиров последних вагонов пройти вперёд. Мы возмущались – все ж с вещами! – но пошли. И это спасло нам жизнь. Спустя ещё несколько минут мне показалось, мы тронулись, но тут поняли, что поезд покатился назад. И всё быстрее, быстрее, как на американских горках! Потом долбануло, со скрежетом. Я когда увидел, что стало с тем вагоном, в который я сел, у меня прямо ноги отнялись. Последний – вообще всмятку. А так у меня только вся правая сторона туловища в синяках была, когда я отлетел в стену от удара… Теперь каждый раз, когда сажусь в электричку, гадаю: то ли на дачу доеду, то ли на кладбище.
Ространснадзор выявил многочисленные нарушения работы электропоездов
Эта авария стала причиной возбуждения уголовного дела и комплексной проверки Ространснадзора. И сегодня транспортная прокуратура уже имеет информацию о многочисленных нарушениях работы противопожарной и тормозной систем пригородных электричек. Очень много вопросов вызывает ремонт на базе моторвагонных депо РЖД. Проверяли, в частности, депо Апрелевка, Домодедово, Лобня, Нахабино, Перерва (последнее, по нашей информации, получило предписание о приостановлении ремонтных работ), – там, собственно, и обнаружили, что пригородные электрички, – как бы это мягче выразиться? – не всегда полностью исправны технически.
При этом источники, знакомые с ситуацией, говорят, что на запасной путь может быть отправлено немало составов, которым выпало несчастье быть «отремонтированными» в депо. Безусловно, слово «ремонт» имеет смысл взять в кавычки, ведь, как показала проверка Ространснадзора, на самом деле к технике там почти не притрагивались. Порой электрички просто отстаивались в депо. Иногда до ремонта доходило, но о полноценном речи не шло.
Формальный ремонт
Центральная пригородная железнодорожная компания (ЦППК), которая перевозит пассажиров на Московском транспортном узле, имеет лишь небольшую часть собственных электричек, основную же долю составляют электрички, арендованные у РЖД, которые как раз и должны ремонтироваться в ремдепо того же РЖД. Но, как показала проверка Ространснадзора, в ремдепо работают по формально-номинальному принципу. При этом денег в это вкладывается немало: в прошлом году, по официальным данным, РЖД отремонтировало 877 вагонов аж на 2,6 млрд рублей. Куда пошли все эти деньги, предстоит разобраться.Номинальные ремонты – это вопрос «либо коррупции, либо, как минимум, служебного несоответствия» – отмечают эксперты. Надеемся, что расследование транспортной прокуратуры может пролить свет на эту историю и поможет вскрыть факты коррупции в сфере ремонта электричек и возбудить уголовные дела в отношении ответственных должностных лиц.
Билет в кармане, валидол под языком
В самой железнодорожной монополии крайне редко отвечают на конкретные вопросы, больше полагаясь на суконный стиль пресс-релиза. Так, компания «постоянно взаимодействует с контролирующими органами», в число которых, конечно, входит Ространснадзор. От которого железнодорожники в свою очередь «получили предписания и разработали план мероприятий». Но люди – простые москвичи, жители Подмосковья и других областей ЦФО – не хотят знать про «мероприятия». Им необходимо быть уверенными, что в следующий раз, когда они сядут в электричку, у той не откажут тормоза, не сработает «противопожарка», или пара колёс не соскочит с рельса. Железнодорожники должны нести ответственность за неудовлетворительную подготовку электропоездов к эксплуатации. И если трудно получить ответы от самой компании, эти вопросы нужно задать на прямой линии Владимиру Путину. Тем более, что аудитория, интересующаяся этим вопросом, – огромная – подмосковные электрички перевозят больше 540 миллионов пассажиров в год!
– Я пенсионерка, машины у меня не было и уже не будет. Других вариантов нет: на дачу в Клину я могу добраться только на электричке, – говорит москвичка Нина Григорьевна – Раньше я смело садилась в вагон. Теперь перед глазами постоянно стоят ужасные картинки про аварии из новостей. То, в чём я столько лет была абсолютно уверена, теперь стало причиной безумного стресса!
Вряд ли кому-то надо объяснять, что граждане не должны класть валидол под язык, когда они садятся в вагон пригородной электрички. Интересно, какой пресс-релиз выпустит РЖД, чтобы разубедить дачников, да и других своих пассажиров запасаться таблетками на время поездки? Или вместо чая и чипсов в вагонах будут предлагать валерьянку и лекарства от давления?