Новые правила расчета сроков до суда: гуманизм с двойным дном
Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как решение Госдумы изменить правила зачета дней в СИЗО изменит положение осужденных
Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как решение Госдумы изменить правила зачета дней в СИЗО изменит положение осужденных
Госдума приняла в первом чтении закон, которым регламентируется пребывание обвиняемых или осужденных в тех или иных местах ограничения свободы. Только в первом чтении — но мы-то знаем, что законодательная власть ведет себя «по-пацански» и от своих слов не отказывается. Случаев, когда закон принимался бы в первом чтении, но в итоге не дошел бы за подписью к президенту, в текущей истории практически нет.
Самые тяжелые способы ограничения свободы смягчены, а самый гуманный — наоборот. Более всего «повезло» томящимся в СИЗО. Если по действующему уголовному законодательству срок в следственном изоляторе засчитывается после приговора 1 к 1, то по новой норме один день в СИЗО будет означать в исправительной колонии — 1,5 дня отбытия наказания, а воспитательной — и вовсе два дня. А вот для отбывающих после приговора наказание в тюрьмах или колониях изменений не будет. Законодатель хорошо знает, что и там, и там тяжко, и потакать осужденным не хочет. Хотя сами заключенные утверждают, что хуже условий чем в СИЗО, нет нигде.
А вот с домашним арестом ситуация меняется в худшую сторону. Дело в том, что по действующим Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам четкой градации тяжести нахождения в месте ограничения свободы нет. И применялось общее правило: время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, а в срок содержания под стражей засчитывается время домашнего ареста. То есть коэффицент был 1 к 1. Депутаты решили, что это слишком. После принятия такого закона соотношение дней, проведенных под домашним арестом, к засчитанным в количество отбытых дней наказания будет 2 к 1.
Интересна судьба данного законопроекта. Он находился на рассмотрении 10 (!) лет, а по некоторым данным, в июле 2015 года и вовсе снимался с рассмотрения.