Вместо помощи иностранцам полицейские со знанием языков заняты поиском алкоголя?

ЧМ-2018 – звездный час созданной недавно «туристической полиции». Как она несет службу на самом деле, узнал «Собеседник»

Фото: Сотрудник туристической полиции беседует с коллегой из Перу. Москва, Манежная площадь, день открытия ЧМ-2018 // Фото: Андрей Струнин / "Собеседник"

ЧМ-2018 – звездный час созданной недавно «туристической полиции». Как она несет службу на самом деле, узнал «Собеседник».

Первое подразделение туристической полиции появилось в Москве четыре года назад. Перед чемпионатом мира по футболу было решено распространить опыт на все города его проведения. При этом структуры продолжат свою работу и после мундиаля, пообещал глава МВД Владимир Колокольцев. По его мнению, Россия является «очень привлекательной, с точки зрения иностранных туристов» и поэтому нуждается в специализированных правоохранителях. 

кстати

В города ЧМ-2018 в командировку массово перебрасывают полицейских из других регионов. Из Новосибирска в Калининград отправился сводный отряд примерно из 700 человек. В Волгоград согнали патрульных со всей области, на улицах других городов их почти не осталось. Из Иваново в командировку в Нижний Новгород отправили более 800 человек, оставшиеся вынуждены работать чуть ли не круглосуточно. Как это скажется на безопасности в регионах, оставшихся без праздника футбола, узнаем через месяц. Если не раньше.

Тут вам не Лондон

Теплый вечер буднего дня в центре столицы. Летние веранды кафе на улице Пятницкой забиты отдыхающими. В нескольких метрах от крафтового бара люди стоят с бокалами пива – привычная картина для какого-нибудь европейского города. Но не для российской туристической полиции, сотрудники которой фиксируют формальное нарушение запрета на распитие в общественном месте и требуют пройти в отдел для составления протокола.

Свидетелем сцены стал журналист «Собеседника». Поначалу сотрудники были действительно вежливы, но после настойчивой просьбы задерживаемого вернуть паспорт в руки владельцу учтивость испарилась, в ход пошли стандартные угрозы применения физической силы и наручников.

Вообще-то в задачи турполиции входит консультирование иностранцев и оперативное расследование краж и разбойных нападений на туристов. Однако на деле они заняты обычной «грязной» работой патрульных: отловом распивающих алкоголь и курящих в неположенных местах.

Согласно официальной информации, из нескольких тысяч выявленных турполицейскими за год правонарушений около 70% приходится на сигареты и спиртное. Причем задерживают в основном граждан РФ. А ведь в это время какому-то туристу может действительно потребоваться помощь.

– А что вы будете делать, к примеру, с англичанами, которые привыкли толпами стоять с пивом в руках на улице у баров? – спросил я у турполицейского.

– Разве в Лондоне так можно? – удивился он.

Сотрудники туристической полиции, как и другие силовики, за границу почти не ездят, для отдыха им рекомендуют Крым.

«Фак ю»

– Можно сказать, палочная система есть и у нас. За высокие показатели поощряют, а за низкие... пусть и не наказывают, но высказывают. Мы – обычные полицейские прежде всего, а умение общаться с туристами идет в нагрузку. Просто патрулируем центральные улицы, – рассказал сотрудник подразделения Сергей, которого «Собеседник» нашел через соцсети.

За знание иностранного языка сотрудникам турполиции полагается надбавка – они получают на 20 тысяч рублей больше, чем остальные. По словам командира спецбатальона Ильи Егорченко, все его подчиненные владеют английским, а некоторые могут изъясняться еще на немецком, французском или испанском языках.

Как показал эксперимент «Собеседника», на английском, пусть и ломаном, турполицейские действительно говорят. Во всяком случае, путь с Тверской улицы до мавзолея Ленина подсказали. А вот понять, чего от них хотят на французском, не смогли. Так что французам в Москве будет тяжело – многие из них сами не знают английского. Некоторые же, учитывая давнее противостояние между странами, на нем не говорят и вовсе принципиально.

Тест на знание языка сотрудники турполиции проходят ежеквартально. Правда, согласно пересказываемой самими полицейскими легенде, один их бывший коллега, который с английским не дружил вовсе, умудрялся экзамены все же сдавать – за «откат». Но в какой-то момент ему попался принципиальный проверяющий, и между ними состоялся следующий диалог: «Скажи что-нибудь по-ихнему». – «Фак ю». После этого он уже в батальоне не служил.

Но в целом глубокого знания языка от сотрудников не требуется, вполне достаточным будет уровень pre-intermediate, который позволяет понять смысл знакомых выражений и задать простые вопросы. На собеседованиях при приеме в спецподразделение могут попросить перевести такие фразы, как «Вы нарушаете закон, здесь запрещено распивать спиртные напитки», «Проехать в ближайший участок», «Заполнить протокол», «Во что был одет вор?»

Некоторым профессиональным лингвистам даже отказывают при собеседованиях – первичными оказываются физические данные. Сложно устроиться девушкам, они часто не проходят по росту (от 165 см), а одну «отбраковали» из-за татуировки на запястье.

цифра

60.000 рублей – зарплата сотрудника турполиции в Москве. Также ему полагается: отпуск 40 календарных дней, оплачиваемый учебный отпуск, дополнительные семинары по английскому языку, бесплатный проезд на общественном транспорте. 

Чтоб чужие боялись

По состоянию на 2017 год в батальоне турполиции числилось почти 200 человек. Укомплектовывалось «интеллигентное» подразделение не только экс-гражданскими с улицы, но и переведенными из других мест. Попали в него и бывшие бойцы оперативного полка, который занимается разгоном несанкционированных митингов в Москве.

Кто-то свой прежний опыт не забыл: во время последней протестной акции на Пушкинской площади сотрудники с нашивками «Туристическая полиция» вовсю орудовали дубинками. Так что к встрече с футбольными фанатами они явно готовы и в случае чего продемонстрируют гостям столицы все свое «радушие».

Вообще же туристическая полиция задумывалась властями как «витринная», призванная оставить у туристов благоприятное впечатление о силовых структурах России. Таким образом МВД косвенно признает, что в целом за ведомство перед иностранцами может быть стыдно. И дело не только в знании языка, но и в целом в способности более-менее адекватно реагировать на граждан.

Симптоматично, что в западных странах с куда более высоким турпотоком, чем в России, никаких специальных подразделений для иностранцев нет. У нас же вместо решения системных проблем оказалось проще попытаться создать приятный анклав с нашивками на английском.

Украина туда же

С 1 июня туристическая полиция вышла на улицы украинских городов. В Одессе, правда, она будет работать не круглогодично, а до окончания туристического сезона – 30 сентября.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2018 под заголовком «Велком ту "обезьянник"».

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика