Торговые центры смерти: где проводить свой досуг опаснее всего

Как обычные ТЦ с магазинами, кафе и безобидными на вид детскими аттракционами превращаются в смертельные ловушки

Фото: ТАСС

Как обычные ТЦ с магазинами, кафе и безобидными на вид детскими аттракционами превращаются в смертельные ловушки.

Неуд по безопасности

Большой красивый столичный молл (торговый центр) в центре Москвы: светло, уютно, лифты, эскалаторы, и все системы на первый взгляд работают как часы. Но это только видимость. 

– Пути эвакуации нормально не указаны, а ведь понятные схемы отхода должны быть на самом виду. Потолочные спринклеры, из которых должна политься вода в случае пожара, работают не все, и даже те, что работают, либо слишком заглублены в потолок, либо криво стоят, а значит, поливать они будут кое-как. Работу пожарных датчиков визуально может проверить каждый – в них периодически должен мигать индикатор-лампочка. Обратите на это внимание в том центре, куда ходите чаще всего, особенно с детьми. Также часто выявляем нарушения с просроченными огнетушителями, пожарными гидрантами, которые закрыты на ключ, а самого ключа рядом нет. Где его искать, особенно в чрезвычайной ситуации? – возмущается президент общественной организации «За безопасный город» Никита Янковой.

Все нарушения общественник записывает и потом направляет в МЧС. Спасатели со своей стороны тоже начали массовые проверки после страшного кемеровского пожара. 40 объектов по стране уже закрыли, еще по поводу 111 материалы направлены в суд. А 10,5 тысячам объектов поставили неуд за состояние эвакуационных путей. 

– Когда были теракты, ФСБ строго-настрого предписала всем закрыть эвакуационные выходы, чтобы не давать дополнительные лазейки возможным террористам. Теперь нас штрафуют за то, что закрыли, – сетует на правах анонимности один из арендаторов подмосковного ТЦ.

– Решение простое – эвакуационные выходы должны автоматически открываться после срабатывания пожарной сигнализации либо рядом в коробке должен висеть ключ. А грамотно спланированный и построенный эвакуационный выход может выдержать 40 минут прямого воздействия огня, то есть шансы спастись почти 100%, – комментирует Янковой.

Пожароопасные взятки

Активисты вывели тревожную статистику – нарушения выявлены в 35–40% всех проверенных торговых центров. А это значит, что поход в каждый третий ТЦ, кинотеатр, магазин может закончиться трагически. 

– Самое удивительное, когда собственники ТЦ спрашивают у нас, как купить муляжи оборудования или пакет необходимых документов, – говорит Никита Янковой.

Проверки как плановые, так и внеплановые – самая взяткоемкая часть работы разнообразных инспекторов. Такса зависит от аппетитов проверяющего – от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. 

По официальной версии, пожар в кемеровском ТЦ произошел из-за возгорания проводки. 

– После замыкания тлело под потолком. Датчики были установлены низко, поэтому не сразу сработали, а когда сработали, их просто отключили. Выходной день – кому охота возиться? Просто вырубили, чтобы «не пищало», и всё. К тому времени под потолком уже были очаг возгорания и скопление дыма, поэтому, когда обвалился потолок, возникло сразу так много черного дыма, – прокомментировал «Собеседнику» один из кемеровских спасателей, знакомый с ходом следствия.

Победить осьминога

Самая привлекательная часть в местах отдыха – детские аттракционы. Качели, карусели, сооружения, игры притягивают как магнитом посетителей. Игровые зоны в ТЦ и на улице никогда не простаивают без клиентов, а у самых популярных даже выстраиваются очереди.

6-летний благовещенец Сёма пытался оседлать надувного осьминога, но не удержался и упал с огромного щупальца скользкого животного и сломал руку. 

– Ребенок может и с дивана упасть и шею сломать. В этот день в игровой зоне было много посетителей, а инструктор всего один, – оправдывались ответственные за аттракцион. Чуть позже они предложили родителям пострадавшего 10 тысяч рублей компенсации. Но родители обратились в следственный комитет (СК).

– Проверка по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, может продлиться от 3 до 30 суток. И в зависимости от ее результатов к ответственному за безопасность аттракциона, то есть их владельцу, будет применяться административная или уголовная ответственность, – проинформировали в СК.

Сам аттракцион демонтировали от греха подальше. Но игровые зоны по стране по-прежнему кишат симпатичными и не очень объектами, встреча с которыми может принести не только радость. 

Так, в Белогорске на аттракционе «Гусеница» пострадала целая семья – родители и ребенок находились в тележке, которая отцепилась от основного состава и рухнула. Люди отделались испугом и ушибами. Следствие пришло к выводу об ошибке монтажника, которая чуть не стала причиной трагедии. Халатность инструктора на другом аттракционе – «Космос» – в Благовещенске привела к смерти пожилой женщины – она была плохо пристегнута и выпала из кресла, когда состав занял перевернутое положение. Из-за травм головы и позвоночника женщина скончалась на месте. В Екатеринбурге посыпались «американские горки» (любопытно, что в Америке такие аттракционы называют «русскими горками»), из-за чего несколько посетителей получили травмы.

Летом, когда аттракционов становится в разы больше за счет уличных сооружений, сразу повышается травмоопасность. Проверки у нас, как правило, начинаются только после очередной трагедии. После ЧП подключаются следственные органы. Плановых проверок как таковых нет – Роспотребнадзор, как и Ростехнадзор, по закону не обязан тестировать эти объекты. 

В мире каждое посещение аттракциона автоматически страхуется – страховка включена в стоимость билета. У нас такого нет и не планируется. А закон о необходимости контроля за аттракционами лежит в Госдуме под сукном уже 7 лет. Главное, чтобы вспомнить о нем заставила не очередная трагедия в масштабах страны. 

Кто ответит за «Зимнюю вишню»

Список фигурантов по делу о пожаре в Кемерово

Сергей Генин – начальник караула пожарно-спасательной части №2. По мнению следователей, проигнорировал сведения о нахождении людей в кинозале и не сверился с имеющимися планами-схемами. 

Сергей Антюшин – охранник ТЦ «Зимняя вишня». По версии следствия, мог отключить систему оповещения о пожаре. 

Игорь Полозиненко – владелец и директор фирмы «Системный интегратор», занимавшейся разработкой системы противопожарной безопасности для «Зимней вишни». 

Александр Никитин – электрик в «Системном интеграторе», не имел профильного образования. 

Танзилия Комкова – бывшая глава инспекции Госстройнадзора Кемеровской области, ответит за то, что ТЦ был возведен без разрешения на строительство.

Юлия Богданова – гендиректор компании «Кемеровский кондитерский комбинат» – собственника здания сгоревшего ТЦ. Получала от подчиненных уведомления о недостатках системы пожарной безопасности, но не принимала никаких мер к их устранению.

Георгий Соболев – технический директор «Кемеровского кондитерского комбината». По версии следствия, знал о неисправности противопожарной системы, но ничего не сделал, а также ответит за то, что люди не смогли воспользоваться путями эвакуации.

Надежда Судденок – управляющая «Зимней вишни», обвиняется в оказании небезопасных услуг. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2018.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика