Блокировка Telegram в России: о Дурове и дури
Вопрос на первый взгляд формального контроля властей за интернетом на самом деле отражает противостояние двух философий
Вопрос на первый взгляд формального контроля властей за интернетом на самом деле отражает противостояние двух философий.
Павел Дуров, конечно, не Сноуден и не Ассанж, но все-таки... Наш соотечественник, причем талантливый, предприимчивый и богатый, решил взвалить на себя нелегкую и, пожалуй, небезопасную миссию — противостоять спецслужбам, пытающимся поставить информационные потоки под свой контроль. Telegram Павла Дурова отказался выполнить требование ФСБ России выдать ключи дешифровки и открыть для спецслужб переписку российских пользователей.
Сроки прошли, и теперь Роскомнадзор и ФСБ могут попытаться через суд заблокировать популярный мессенджер в стране. Если, конечно, у них это получится технически: Дуров недавно внедрил в Telegram обновление, способное, условно говоря, блокировать блокировки. В России уже был прецедент: было вынесено решение заблокировать голосовой мессенджер Zello (им пользовались в том числе протестующие дальнобойщики). Сайт Zello перекрыть удалось (но и на него можно было зайти, обойдя блокировки), а само приложение в мобильных телефонах как работало, так и продолжает работать.
Компании Дурова уже «прилетал» иск от ФСБ и штраф за административное правонарушение на 800 тысяч рублей. Основатель «Телеграма» и «ВКонтакте» обещал оспорить его в Европейском суде по правам человека.
Решение о продолжении войны с «Телеграмом» будет, несомненно, политическим и с учетом вышеозначенных нюансов. Государство Российская Федерация вряд ли захочет выглядеть эдаким теряющим адекватность Дон Кихотом, воюющим с ветряными мельницами. Убедить население, что контроль за перепиской поможет бороться с террористами, по нынешним временам вполне можно, а вот объявить о запрете того, чем все будут продолжать пользоваться — самый неудачный вариант для власти, которую и так обвиняют в тотальных запретах и постоянном закручивании гаек. Авторитаризм и бессилие плохо смотрятся «в одном флаконе».
Война за Telegram интересна не только как локальная битва, но и как попытка изменить тренд. А тренд для тех, кто чувствует себя некомфортно, зная, что за ним следит Большой Брат, безрадостный: прогресс уверенно шагает по планете, и хранение огромных массивов информации с мгновенным доступом к ней — уже реальность нашего времени. Как власть может пользоваться этим, довольно обстоятельно рассказал экс-сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден, решивший выступить с гражданской позицией против Системы, вскрыв некоторые некрасивые ее секреты. Рисковал парень сильно — и теперь вынужден скрываться в России, хотя с политикой властей под руководством Путина в области гражданских прав порой не соглашается. Да и сам Путин относится к Сноудену безо всякого понимания, и это интересный, хотя и объяснимый феномен: общество можно делить не только по принципу «за Америку или за Путина», но и по принципу «за спецслужбы или за гражданские права». Экс-сотруднику КГБ Владимиру Путину вряд ли хочется, чтобы такой Сноуден появился и среди россиян.
Точно так же «государственники» сейчас не понимают логику Павла Дурова (он, кстати, отказал не только российским, но и иранским властям, а заодно, на будущее, и правительствам всех прочих стран). По большому счету это война фобий. Чего вы больше боитесь — что власти собственной страны вас будут контролировать и, при большом и горячем желании, использовать всю информацию о вашей деятельности в интернете против вас вплоть до вашей посадки? Или же глобальной мировой анархии, которая может случиться, если будет потерян контроль за умами и душами, на которые охотятся в том числе те, кого надо сейчас помечать звездочкой и дописывать «запрещено в Российской Федерации»?
Проблема отнюдь не только российская. Смартфоны сегодня не будут полноценно работать, если вы не привяжете их к аккаунту Google. Технические возможности собирать максимум информации о пользователе безграничны. Мы ощущаем на себе только верхнюю часть айсберга: контекстную рекламу, когда нам еще пару дней рекламируют то, чем мы недавно интересовались. Хорошо, если вы интересны только торгашам. А если нет?
На днях появились большие вопросы к российской соцсети «ВКонтакте». Информация о том, что против медсестры из Красноярска возбудили уголовное дело за хранение неких картинок на тему «Россия vs Украина» в ЗАКРЫТОЙ (!) папке ее аккаунта, позволяет предположить, что популярная соцсеть (которую когда-то создал тот же свободолюбивый Дуров) может быть просканирована российскими силовиками по их желанию вдоль и поперек.
На днях к Дурову ушел работать его бывший зам по «ВКонтакте» Илья Перекопский. Теперь он в команде «Телеграма», хотя в 2014 году Дуров обвинял Перекопского в попытках украсть Telegram. Локальные кадровые страсти кипят тоже нешуточные, но связаны ли они с политическими или — глубже — философскими убеждениями интернет-топ-менеджеров и вопросами контроля или это «just business», остается только гадать.
Теперь Дуров со своей командой решил заняться построением новой платежной системы на основе блокчейна, то есть попросту криптовалютой. Инвестиции составят 2,8 млрд долларов. Если команду свободолюбивого интернет-деятеля будет на этом поприще лихо заносить, «государственники» вытащат против него еще один аргумент: не повторит ли Дуров, заявивший о готовности противостоять попыткам жесткого контроля со стороны правительств, подвиги «разрушителя мира» Сергея Мавроди? А если рычагов воздействия на Дурова не будет, как в этом случае его останавливать?
В общем, жизнь становится интересной, ибо кое-что из книг писателей-фантастов начинает сбываться. Откуда ждать подвоха и кому доверять в век информационных вулканов — властям или активистам, пытающимся защитить право на свою личную свободу, каждый, по старинке, будет решать для себя сам.