Главный бой дальнобойщика Андрея Бажутина
Как преследуют Андрея Бажутина, лидера самой активной части протестующих дальнобойщиков, выяснил Sobesednik.ru
Как преследуют Андрея Бажутина, лидера самой активной части протестующих дальнобойщиков, выяснил Sobesednik.ru.
Больше десятка арестов, штрафы и долги на 1,8 млн рублей, угрозы забрать детей и лишить квартиры. «За эти два года я пережил немало такого, что раньше и представить не мог», – говорит Андрей Бажутин, один из активистов движения дальнобойщиков.
«Почувствовал себя средним классом»
А начиналось все хорошо. Андрей Бажутин 27 лет своей трудовой жизни крутил баранку.
– Объездил всю Россию – от Дальнего Востока до Северного Кавказа, – рассказал «Собеседнику» сам дальнобойщик. – Возил грузы на Урал, в Сибирь. Доставлял материалы на все мегастройки века – Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, объекты Олимпиады в Сочи, возил стройматериалы для восстановления Южной Осетии и Абхазии. Горжусь, что там везде есть и мой вклад.
Дела шли неплохо. В 2004 году Бажутин смог взять первый автомобиль в лизинг. К 2007-му у него уже было 7 большегрузов, а на бывшего дальнобоя работали водители помоложе.
– В этот небольшой промежуток времени – до кризиса 2008 года – успел почувствовать себя крепким средним классом. Смог позволить себе и автомобиль за миллион, и даже катер за 1,5 млн, недвижимостью обзавелся. Но это не только у меня, тогда все грузоперевозчики переживали расцвет, – делится Бажутин.
«Богатый период» закончился, а к 2015 году пришлось закрыть ИП, распустить шоферов и самому вернуться за руль. К тому времени уже подрос старший сын, он и стал вторым сотрудником маленького предприятия.
– Концы с концами сводили, – не жалуется дальнобойщик. – А в 2015 году я ушел в рейс на Надым, возвращаюсь – жена мне говорит: вводят какой-то «Платон», деньги будешь платить за каждый километр. Я отмахнулся – не может такого быть! А когда понял, что это правда, попытался сначала честно зарегистрироваться в системе, чтобы законно работать. Но не смог – у них тогда то сбоило, то глючило. Я стал искать информацию – как быть-то? А на форумах уже вовсю закипало недовольство, и я поехал на свою первую акцию – узнать, что к чему...
После этого жизнь Бажутина пошла по самому крутому и небезопасному маршруту.
«Тебе и лямку тянуть»
Лидером, говорит, быть не хотел.
– Приезжали СМИ, нужно было общаться. А дальнобойщики – народ молчаливый, все в себе. Я раз выступил, два. А потом ребята говорят: ну раз ты начал – тебе и лямку тянуть. Возглавил созданное Объединение перевозчиков России (ОПР), – объясняет Бажутин.
В 2015 году был первый арест. За несанкционированную акцию.
– Жена тогда лежала на сохранении с нашим пятым ребенком, а я вез сына с тренировки, он прямо в хоккейной форме был. Когда меня увезли в полицию, домой пришли «ювенальщики», хотели забрать детей, так как они остались без присмотра. Тогда обошлось, но стало понятно, что все будет максимально жестко, – рассказывает активист.
«Не любят буйных»
На переговоры от лица рассерженных Бажутин ходил только раз – в Росавтодор.
– Мне там сказали: посиди послушай. А я им говорю: вы тут сидите в костюмах и галстуках, а у нас люди на улице стоят. И ушел демонстративно. Больше никуда не звали. Не любят у нас буйных, – резюмирует активист.
За 2 года протестов у Бажутина было около десятка задержаний – от 1–2 до 15 суток. Трижды лишали водительских прав, что для семьи означало потерю основного дохода.
– По каждому случаю мы судимся, там поводы все надуманные. То из какого-то региона сообщают, что наблюдали выезд бажутинского авто на встречку, то еще что-то подобное – высосанные из пальца истории, чтобы создать сложности в жизни, – считает адвокат Динар Идрисов.
На декабрь 2017 года были большие планы: Бажутин хотел организовать новую акцию и… выдвинуть свою кандидатуру в президенты РФ. Но 11 декабря его подловили, когда он без прав перегонял машину жены в гараж.
– Подшаманить надо было, чтобы детей возить в школу. Вот и рискнул, виноват, конечно, что уж, – сознается водитель. – Думаю, за мной следили, потому что сразу задержали, да еще съехались все, кто мог: полицейские, приставы, борцы с экстремизмом... Один человек в погонах тогда набрал текст в своем телефоне и показал мне: «Им просто нужен был повод». Нормальные-то люди везде есть.
– Дальше – чистый Голливуд. Хоть триллер снимай, – пересказывает продолжение истории Динар Идрисов. – Бажутина закрыли на 15 суток. В день освобождения, 26 декабря, его прямо за порогом спецприемника опять забирают и везут снова в суд, чтобы дать новые 10–15 суток – уже за незаконную организацию автопробега в Петербурге в апреле прошлого года. Но Бажутин из суда бежал, причем так, что никто ничего не заметил...
– Ну как бежал – зашел за угол, а там черная лестница, – оправдывается беглец. – Я просто понял, что этот конвейер «кривосудия» не остановится просто так.
«Давят экономически»
Воздействуют, получается, с двух сторон – лишают водительских прав как источника дохода и за каждую акцию еще и штрафы выписывают. Мне, кроме ареста, присудили 30 тысяч штрафа, а пока я их опротестовывал, сумму накрутили до 60 тысяч. Вот думаю: дальше 120 будет? – задается вопросом Бажутин.
ОПР признали иностранным агентом, запретили и грозят штрафом от 150 до 300 тысяч рублей. Поводом послужило пожертвование из Германии на сумму 240 тысяч в пересчете на рубли. Опровцы считают, что денежный перевод мог быть провокацией, чтобы закрыть организацию.
Когда Бажутин не общается с полицейскими и надзирателями, он контактирует с судебными приставами.
– Вспомнили все: и не вовремя закрытый кредит (сейчас уже выплачен), и просрочки по транспортному налогу (не платил принципиально, так как машины были не на ходу и не ездили, а сейчас Путин выпустил амнистию по таким начислениям), штрафы, пени – несколько судов ведем, – сетует Бажутин.
Водитель почти с 30-летним стажем работать по специальности не может – лишен водительских прав до июня 2019 года. Пока зарабатывает авторемонтом, а финансовые дыры затыкает продажей имущества, приобретенного в более благополучные времена.
– Тех ребят, которые отказываются дальше бороться, я понимаю – у всех семьи. А мне отступать некуда.
Все о «Платоне»
В системе «Платон» зарегистрировано более 900 тыс. автомобилей.
Тариф в момент запуска «Платона» составлял 1,53 руб. за каждый километр. Были планы поднять его до 3,06 руб. за км. В итоге в 2017 году тариф был повышен до 1,9 руб. за км. В 2018 году от повышения отказались.
По данным на конец 2017 года, перевозчики уже заплатили в дорожный фонд 33 млрд руб. Из этих средств было профинансировано строительство 7 мостов, 1000 км дорог в 40 городах, ремонт 24 трубопроводов.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2018.