Почему актер Серебряков снова вызвал всероссийскую рефлексию
Обозреватель Sobesednik.ru — о скандале вокруг высказываний актера Алексея Серебрякова о национальной идее России
Обозреватель Sobesednik.ru — о скандале вокруг высказываний актера Алексея Серебрякова о национальной идее России.
Народный артист России Алексей Серебряков обмолвился в интервью о том, что национальная идея нашей страны держится на трех китах — силе, наглости и хамстве. А отнюдь не на сообразительности, предприимчивости и достоинстве. Высказывание, понятное дело, задело многих, в том числе деятелей культуры. Андрей Кончаловский, Владимир Бортко, Карен Шахназаров, Александр Панкратов-Черный, Сергей Лукьяненко, Михаил Пореченков, Эдита Пьеха и другие с разной степенью эмоциональности заявили о том, что Серебряков не прав. В фейсбуках и твиттерах — новая волна боев «либералов и патриотов».
На самом деле тут хочется открыть кое-какие нюансы нашего журналистского ремесла. Как делаются подобного рода скандалы? Кто-то один решается на откровенные высказывания, потом берется его цитата и провоцируется истерика на болезненную тему. Блогерам вот, например, что нужно? Чтобы их читали, разинув рот. Ну вот и... Медиа подхватывают тему, начинают звонить представителям другого лагеря — столкновение лбами и скандал готовы. Нате!
Отчасти поэтому мы, журналисты, в последнее время сталкиваемся с хроническим нежеланием известных персонажей говорить то, что они думают на самом деле. Да и говорить вообще. Интервью перечитываются, вылизываются, наиболее живые и острые куски нас постоянно просят убрать. Такая антискандальная защита. Вполне разумные, надо признать, действия в условиях, когда шаг влево — шаг вправо, и тебе мгновенно прилетит соответственно либо справа, либо слева.
Самому Серебрякову начало «прилетать» после интервью Дмитрию Быкову, опубликованного в «Собеседнике» в 2014 году. 2014-й — после Крыма — это как раз развилка для российского общества. История под кодовым названием «Крымнаш» так или иначе разделила нас, развела по углам ринга. Пока одни салютовали, другие ужасались, думая, что же будет с Родиной и с нами. Потом и первые стали ужасаться: откуда у нас «национал-предатели», почему они тысячами ходят по центру Москвы с «вражескими» украинскими флагами. С тех пор дистанция почти не уменьшается, но все больше людей занимает позицию no comments. Не самую хорошую для нас, журналистов, но не самую плохую для страны в целом, учитывая, что она уже переживала опыт гражданской войны.
Серебряков, может, и задел чувства консервативных граждан. Но к его словам, несомненно, надо прислушаться, отбросив обиды. Сила, наглость и хамство — в определенных концентрациях это действительно характеризует сегодняшнюю Россию. Пока мы этого не осознаем, мы обречены относиться к себе как к самой праведной державе мира, которая одна только и способна спасти планету. А это — Зазеркалье, иллюзорная картина. Серебряков рискнул взять удар на себя и положить несколько камушков на другую чашу весов. Для России, которой свойственно ударяться в крайности, сейчас это скорее полезная вещь.