"Значительная регрессия": каким был 2017 год для прав человека

Корреспондент Sobesednik.ru побывал на презентации доклада Amnesty International о правах человека в России в мире

Фото: Валерий Ганненко / «Собеседник»

Корреспондент Sobesednik.ru побывал на презентации доклада Amnesty International о правах человека в России в мире.

22 февраля был опубликован доклад неправительственной организации Amnesty International («Международная амнистия»), посвященный правам человека в мире и в России в 2017 году. На московской презентации доклада выступили журналистка «Новой газеты», автор резонансного материала о преследованиях чеченских геев Елена Милашина, директор Amnesty International по исследованиям Анна Нейстат, исследователь Amnesty по России Анастасия Ковалевская и представитель портала «ОВД-Инфо» Денис Шедов.

2017 год запомнился сотрудникам Amnesty International значительной регрессией в защите прав человека. По словам Анны Нейстат, дело не в том, что отдельные государства нарушают права отдельных лиц — речь идет о подрыве самой системы защиты прав человека:

— Те нормы, которые казались незыблемыми, подвергаются критике и нападкам. Причем не только со стороны тех, кого мы традиционно считаем нарушителями прав человека, но и тех государств, которые по крайней мере до недавнего времени, по крайней мере в публичной риторике представляли себя как гаранты этих прав.

Нейстат имеет в виду Соединенные Штаты Америки, а также Австралию и ряд западноевропейских стран. В качестве одной из основных тенденций Нейстат отметила услиливающуюся риторику демонизации, разделение на «своих» и «чужих»:

— В последний год мы видим, как эта риторика превращается в практику — например в Мьянме, где этнические чистки привели к тому, что более семисот тысяч рохинджа были вынуждены покинуть страну. Все больше государства отступают от защиты прав гражданского населения: мы видим кампанию, продолжающуюся в Йемене, которую ведет Саудовская Аравия — гуманитарную блокаду, атаки на гражданское население при поддержке США и Англии.

Также Нейстат упомянула и о защите тех, кто защищает права человека — защите правозащитников:

— Мы много рассказываем о тех, кто поплатился свободой или жизнью [за] попытку защитить права человека. Например, председатель и директор турецкого отделения «Амнистии» были задержаны, и председатель до сих пор находится в заключении. В этом докладе мы впервые настолько очевидно обратили внимание не только на гражданские и политические права, но и на защиту социальных, экономических и культурных прав. Это большая тема для «Международной амнистии» — права на здоровье, обучение и работу.

Позитивных изменений за 2017 год, по мнению Amnesty International, немного — их два. Удалось добиться освобождения узников совести, отмены полного запрета абортов в Чили, приостановить действие польских законов, ограничивающих независимость судебной системы. «У нас, безусловно, нет ощущения, что борьба бесполезная, у нас есть ощущение, что наши действия приводят к неким результатам», — прокомментировала победы Нейстат.

Второй момент: Amnesty International замечает, что граждане все больше осознают, что если правительства не обеспечивают их права, ситуацию нужно брать в свои руки.

На презентации Amnesty International представила краткую сводку по странам СНГ: в Беларуси были задушены мирные протесты, остается смертная казнь; в Украине протест был возможен, но репрессии коснулись гражданского общества — была затронута свобода ассоциаций, появились новые «узники совести»; в Азербайджане продолжается давление на НКО, имеют место пытки, как и в Грузии и Молдове.

Согласно докладу, ситуация с правами человека в России ухудшилась. Анастасия Ковалевская кратко подвела итоги 2017 года:

— Ни для кого не секрет, что этот год в России запомнился масштабными акциями протеста, на которые власти ответили такими же масштабными нарушениями прав протестующих. Мы можем подтвердить, что имеют место нарушения права на свободу собраний, права на справедливый суд, свободу выражения мнений и в ряде случаев — на свободу от пыток. Не прекращались жалобы на пытки в местах принудительного содержания, а в этом году еще была значительно ограничена деятельность общественных наблюдательных комиссий [ОНК], которые остаются единственным действенным механизмом, [чтобы] следить за условиями содержания. Была сокращена численность ОНК, при том что уже имевшегося количества членов ОНК не хватало для посещения всех мест лишения свободы, а многие члены были заменены бывшими силовиками.

Из хороших новостей Ковалевская отметила, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобы от 61 российской НКО. Но, по ее мнению, положительные новости не свидетельствуют о системном изменении в ситуации с правами человека в России:

— В сентябре, например, была освобождена от штрафа Татьяна Котляр — правозащитница, которая занимается правами мигрантов. Штраф она получила за то, что регистрировала в своей квартире мигрантов, чобы они получали положенные им по законодательству услуги. И уже в феврале этого года нам стало известно, что аналогичное уголовное дело было возбуждено против Бахрома Хамроева. К счастью, Али Ферузу удалось выехать из России — но нельзя забывать, что он провел в заключении более полугода, и в аналогичной ситуации Россия продолжает высылать граждан в те страны, где практикуются пытки.

Также появилась информация от ФСИН, что инвалидов-колясочников больше не будут этапировать в места лишения с вободы в обычных вагонах. Но Amnesty International предстоит сделать еще очень многое, подвела итог исследователь Amnesty по России.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика