Александр Савко: Никакой религиозной символики я не искажал
Александр Савко прокомментировал Sobesednik.ru отзыв Минюста на запрос ЕСПЧ по делу о его картине «Нагорная проповедь»
Александр Савко прокомментировал Sobesednik.ru отзыв Минюста на запрос ЕСПЧ по делу о его картине «Нагорная проповедь».
Минюст РФ сообщает, что любое не каноничное обращение с религиозными символами — это насилие по отношению к чувствам верующих. Так российское ведомство разъяснило свою позицию Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ), где рассматривается жалоба российского художника, автора ироничных картин Александра Савко.
Художник обратился в Страсбург с жалобой на нарушение своего права на свободу выражения мнения после того, как его картина-комикс «Нагорная проповедь», где в образе Иисуса Христа представлен Микки Маус, была признана экстремистской.
Суд обратил внимание на эту работу благодаря бдительной жительнице Тарусы. Которая просматривала в интернете работы с выставки «Запретное искусство-2006», обнаружила вышеописанный экстремизм и обратилась в прокуратуру. Дело возбудили не только против художника, но и против организаторов выставки Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, которым в итоге назначили штраф в 350 тыс. рублей на двоих. Это как раз тот случай, когда хочется, чтобы в интернет пускали только по результатам IQ-теста.
— Никакой религиозной символики я не искажал, — поделился с нами автор «Нагорной проповеди», художник Александр Савко. — За основу в этой картине взята гравюра XIX века, светская работа, никакая не икона. Саму картину я написал в 1994 году. Вы помните, что это были за времена? Тогда бывшие поварихи собирали стадионы, основывая какие-то секты. Люди находились в поиске неких новых духовных идеалов, и любой при желании мог выдать себя за псевдобожество, создать свою религию. Мой «Микки Маус» — олицетворение этого псевдобожества, он готов принять новую паству. Все обвинения, выдвинутые против меня и моей картины, совершенно огульны и бессмысленны, — заключает художник.
Вообще, если следовать логике Минюста, то любое изображение библейского персонажа или святого может сойти за экстремизм, если оно не является иконой. Ну ведь не канонично же! Так что прячем подальше репродукции знаменитых картин, а подлинники еще лучше прячем. От внезапной жительницы Тарусы никто не застрахован, а дело по ст. 148 будет не остановить.
К слову, «Нагорная проповедь» относится к циклу работ «Путешествие Микки Мауса по истории искусства», в рамках которого диснеевский персонаж посетил мир античности, Средневековья и европейского Ренессанса.