Пристав идет по следу: как в России находят неплательщиков алиментов

Алиментщики подаются в бега, прячутся в шкафах, меняют имена: как в России ищут и заставляют платить по счетам горе-пап

Фото: Билборды позора появляются в разных регионах // Фото: УФССП России по Новосибирской области

Алиментщики подаются в бега, прячутся в шкафах, меняют имена: как в России ищут и заставляют платить по счетам горе-пап.

Случай помог 

Анна Квасникова из Башкирии нашла бывшего мужа Сергея, который три года уклоняется от алиментов, случайно. В сюжете о Крещении по местному каналу «Акъяр-ТВ» экс-супруг смывал с себя старые грехи: окунался в прорубь и крестился с отрешенным видом. 

После развода суд назначил Сергею платить алименты на двух их с Анной общих детей. Год отец нес «тяжкое бремя», а в 2015 году пропал. Женщина обратилась в службу судебных приставов, те нашли след Сергея в Калининградской области, туда же передали исполнительное производство на него. Но алиментщик вернулся в Башкирию, и теперь им снова будут заниматься местные приставы. Долг папаши, по подсчетам Анны, уже около миллиона рублей. 

– На самом деле алиментщика часто находят по везению, – рассказывает Ринат Хамидов, начальник Октябрьского районного отдела судебных приставов Уфы. – Было такое, что наш пристав приехал к алиментщику, а тот не открывает дверь в квартиру. Он заметил его случайно на чужом балконе. Мы всех неплательщиков знаем в лицо по фотографиям. 

По словам Хамидова, алиментщики – это самая тяжелая категория неплательщиков. Многие, как правило, не просто не хотят, но и не могут платить – постоянной работы у них нет, ведут асоциальный образ жизни. 

– Звери и те о своих детях заботятся, – осуждает своих «клиентов» пристав. 

Хамидов и его коллеги часто отлавливают неплательщиков в камерах административного заключения, куда сажают на несколько суток за разные административные преступления. 

Папа из шкафа 

После того как суд присуждает бывшему супругу алименты и исполнительный лист попадает в руки судебных приставов, они возбуждают исполнительное производство и начинают работать с алиментщиком. Для начала выясняют, где он живет и где работает.

– Если женщина хочет как можно быстрее получить алименты, она снабжает нас информацией о бывшем муже, – объясняет Хамидов. 

Если муж не живет по месту прописки и скрывается, в ход идет всё: контакты родителей, любовниц, приятелей, его аккаунты в соцсетях. Приставы рассказывают, что многие бабушки и дедушки встают на сторону внуков и помогают убедить сына или дочь платить алименты. Иногда неплательщики соглашаются выплатить долги и давать деньги на содержание ребенка и впредь, только чтобы приставы не беспокоили их престарелых родителей визитами и расспросами. Но часто бывает и так, что мамы и папы алиментщиков их покрывают и прячут.

 

– Однажды нам сообщили, что алиментщик находится на квартире у своих родителей – его видели в том районе, – рассказывает Земфира Амирова, судебный пристав Агидельского городского отдела судебных приставов Башкортостана. – Мы поехали туда утром, дверь нам чуть приоткрыли,  но этого было достаточно: краем глаза мы заметили на пороге мужской ботинок и догадались, что алиментщик там. 

Приставы вошли под предлогом расспросить хозяев квартиры о соседе – иначе бы их не впустили. Оказалось, молодой папаша прятался все это время в шкафу в прихожей, но просидел там недолго – с треском вывалился наружу. Его привлекли к административной ответственности. 

Приставы имеют на это право, если человек задолжал за два месяца. После «административки», если алиментщик по-прежнему не платит, можно привлекать к уголовной ответственности. Правда, в тюрьму пока никого реально не сажали. Но и пару дней подержав уклониста в камере, можно нагнать страха. 

Приставы имеют право наложить арест на имущество должника – машину или квартиру, ограничить в пользовании водительскими правами, запретить выезжать за границу.  

– У нас был отец, который нашел новую работу и захотел купить машину, но был ограничен в правах, – вспоминает Амирова. – Он сразу нашел 150 тысяч рублей на алименты и стал платить постоянно. Жизнь наладилась, он потом купил дом, завел вторую семью, ребенку от первого брака уже 15 лет, они общаются. 

По 300–400 тысяч рублей некоторые алиментщики внезапно находят в своем кармане в аэропорту при вылете, когда выясняется, что их не выпускают из-за алиментной задолженности. 

И так бывает

Не все отцы-алиментщики одинаково плохи, и не все обиженные жёны правы. В Башкортостане женщина настойчиво требовала алименты с бывшего мужа, он не был злостным уклонистом, деньги платил, но ей было мало – она постоянно выявляла у него новые источники дохода и хотела получить свою «долю». В конце концов мужчина потребовал сделать тест на отцовство, и оказалось, что не он отец ее ребенка. 

Ловля на живца

Но далеко не на всех действуют эти методы. Есть те, кто за границу не выезжает, немало и других, у кого ни  кола ни двора и прятаться от взыскателей для них  – образ жизни. 

– У нас был неплательщик, который четыре раза менял свои имя и фамилию, – рассказывает Ринат Хамидов. – У него было много разных долгов на общую сумму 3 миллиона рублей. Он брал кредиты и не возвращал, обманывал граждан и организации. Его лишали прав под одной фамилией – он сдавал экзамен на права и получал их под другой.

 

Опознали ловкача за пределами региона по фото. Если алиментщика не могут долгое время найти, его объявляют в федеральный розыск. У отделов розыска судебных приставов полномочия большие. Один из разыскных методов – ловля на живца. В Уфе приставы так отловили фотографа-фрилансера – его пригласили поснимать влюбленных, а в Саратове поймали ковбоя-стриптизера, который танцевал на дому. У обоих отцов отобрали и арестовали рабочий реквизит: у фотографа – камеру, у ковбоя – гардероб: шляпы и стринги, в том числе красные трусы-слоники. Правда, реализовать арестованное имущество в счет погашения долга удается не всегда или же занимает много времени: фотокамеру, например, до сих пор не продали, купить по заниженной цене стринги тоже желающих мало. 

Злостные алиментщики – калачи тертые, но приставы в Омске не теряют оптимизма и борются с ними, давя на стыд и совесть. Портреты и фотографии должников, находящихся в розыске, там помещали на билбордах, бирдекелях – подставках под пивные кружки, спичечных коробках, расклеивали листовки в общественном транспорте. 

– Результат был, – рассказали в пресс-службе УФССП по Омской области. – Алиментщики-должники стали платить лучше – никому не хочется  публичного позора, оказаться на плакате.  

Когда папа совсем пропащий 

 Если приставы не нашли алиментщика в течение года, жена может через суд признать его безвестно отсутствующим и получать от государства пенсию на ребенка. 

 Если ребенок достиг 18 лет, а отец так и не выплатил долги по алиментам, то ребенок имеет право сам обратиться в суд и взыскать с отца деньги. 

Отчаявшиеся домохозяйки 

Елена Петровская из Москвы была замужем за аферистом. Муж оставил ее со своими долгами, прихватил золотые украшения и исчез. Она подала в суд на алименты не затем, чтобы он обеспечивал их общего сына, а чтобы, если не будет платить (наверняка же!), лишить родительских прав. 

В феврале 2017 года суд вынес решение в пользу Елены. В суде пообещали, что передадут исполнительный лист приставам сами. Но «бумажка» где-то затерялась, исполнительный лист она нашла только в апреле по чистой случайности. 

Но бывший зарегистрирован в Ленинградской области, и пристав сказал Елене, что он закроет дело. Слезами и мольбами она уговорила пристава, и он обещал поискать мужа. 

– К счастью, бывший отказался от отцовства, – рассказывает Елена. – Я не хочу от него ничего. Да и сил, нервов что-то выбивать у меня нет. Но мой совет: если вы хотите получать алименты, постоянно ходите к приставу. Напоминайте о себе. Иначе дело не сдвинется. Алиментщиков и дел тысячи, у приставов не хватает на всех времени. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №06-2018 под заголовком «Алиментарно, Ватсон!».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика