Первым делом самолеты. Как пилот создал бизнес на настольных играх

Sobesednik.ru узнал историю о том, как пилот гражданской авиации придумал настольную игру про жизнь аэропорта

Фото: из личного архива

Sobesednik.ru узнал историю о том, как пилот гражданской авиации придумал настольную игру про жизнь аэропорта.

Там буквально каждый – от школьника до бухгалтера – может поднять в небо свой самолет. 

Как вспышка

Хагену Темерязеву 37 лет, он один из самых молодых капитанов одного из самых больших в мире пассажирских самолетов – «Боинга-777». Он летает в Азию, Африку и через Атлантику, его страницы в соцсетях полны завораживающих картинок, сделанных из кабины пилотов: вот северное сияние в Гренландии, вот карибские рифы, вот заснеженная вершина Килиманджаро. Но есть и другие – в том числе фото того утра, когда Хаген Темерязев придумал игру, сделавшую его предпринимателем.

Шел 2013 год, была гроза, его борт стоял на стоянке аэропорта Домодедово в ожидании разрешения на запуск двигателей.

– Нам сказали, что мы шестнадцатые в очереди, – вспоминает Хаген. – Ждем, я преду-предил пассажиров о задержке. Передо мной хвост еще одного нашего самолета. И вдруг – как вспышка: я подумал, что это похоже на игру, на соревнование.

Хаген Темерязев // Фото: из личного архива

От первой «вспышки» до первых действий по созданию игры прошло довольно много времени. И толчком к этому тоже стала случайность: однажды вечером Хаген рассказал приятелю, что хотел бы сделать игру про свою работу, а тот потребовал подробностей. Идея игры, в которой все устроено по принципу работы реального аэропорта, где участники – владельцы авиакомпаний и самолетов разных типов и их задача – несмотря на погоду, поломки и задержки рейсов, быстрее других поднять в небо свой авиапарк, показалась другу интересной.

– Я однажды от коллеги услышал такую фразу: «Если идея не реализовывается в первые три дня, она не реализуется никогда», – говорит Хаген. – И вот за три-четыре последующих дня мы нарисовали схему аэропорта, напечатали на принтере самолетики и карточки с текстом, привлекли братьев-сестер-детей-жен и начали играть. Всем понравилось.

«Летчик, что ты про игры знаешь?»

Игру Хаген и его команда из друзей и семьи делали так долго, как никто другой в индустрии игр, – в течение трех лет. Это было возможно, потому что у каждого была своя работа и разработка игры, по сути, воспринималась как хобби. С той лишь разницей, что все представляли себе игру на полке магазина.

– Год мы  разрабатывали правила, механику. Просчитывал все мой товарищ, он математик и программист: сколько должно быть карточек, каких и прочее, – вспоминает Хаген. И рассказывает, как однажды в процессе работы пошутил про безумного пилота – типа погода нелетная, а эта карта играет: – Друг зацепился за идею, я отказался. В этой игре только правда, настоящая авиационная история. Никаких безумных пилотов в гражданской авиации нет, их просто увольняют.

После года разработки был еще год, когда белорусский художник Алексей Кот рисовал иллюстрации. «Теперь он меня ненавидит, и я его понимаю: я придирался к каждой детали и в итоге украл у него год жизни», – смеется Хаген. Он скрупулезно выверял каждую деталь: например, чтобы определить возрастной порог, специально собирал детей разных возрастов и наблюдал, как они играют, – в итоге появилась пометка «9+».

Следующий год ушел на попытку собрать деньги на краудфандинговой платформе Kickstarter. Неудачная, она оказалась серьезным опытом, и в процессе открылась другая дверь: игра понравилась компании Blue Orange – крупному западному производителю, – и они предложили Хагену продать лицензию.

– На встрече меня первым делом спросили, чего я хочу. Я хотел, чтобы российский и белорусский рынок остался за мной. Они согласились. И оказалось, что это большой успех, потому что иначе игра в нынешнем виде не появилась бы, – вспоминает он. – Blue Orange полностью перерисовали ее и упростили правила, снизив возрастной порог. Я был против, но они сказали: «Мы профи, продали миллионы игр, а ты – летчик, что ты про игры знаешь? Вон у тебя стюардессы смотрят друг на друга, а должны на нас. И все персонажи – на нас». Я не согласен. Стюардессы разговаривают, второй пилот ругает техника, самолет готовится к взлету, машина едет с багажом, по трапу идут пассажиры – это момент из жизни. 

Будет и посадка

Оставив за собой право продавать игру в России и Белоруссии, Хаген нашел в Китае фабрику и выпустил первый тираж – в том виде, в каком «Взлет разрешен!» был придуман. Впрочем, ее владелец Бинг Ву сам пришел к Хагену с предложением через соцсети.

– Было страшновато отправлять деньги в никуда, – рассказывает Хаген. – К счастью, тут мой партнер Илья Степанов собрался в свадебное путешествие. Я предложил Гонконг. В итоге он провел с женой замечательную неделю, а заодно увидел своими глазами китайского партнера и завод, все снял на видео и сторговал скидку. 5 декабря 2016 года мы продали первую коробку игры.

Их было 5 тысяч, таких коробок, – Хаген понимал, что это рискованно много, но интуиция подсказывала: все будет в порядке. Весь тираж разошелся за 11 месяцев.

Как ни странно, слишком медленный старт ошибкой не был – в итоге, говорит Хаген, рынок принимает «Взлет разрешен!» лучше, чем игры более дешевые и созданные быстро. Его убеждали сделать что-то попроще и побюджетнее, а ассортимент побольше, но он отказывается:  говорит, хочется создавать сказку.

А еще – продавать игру в небе.

– Я изначально хотел, чтобы ее можно было купить в полете, – говорит Хаген. – Специально просил сестру – она стюардесса – узнать, какая ширина у бортовой тележки. В итоге мы сделали коробку размером 22 на 22 см, которая идеально подходит для магазина на борту. Предлагали отделу маркетинга одного из крупных авиаперевозчиков, но ничего не вышло. Но я вернусь к этому вопросу.

Вернуться Хаген собирается и к разговору с западными партнерами о том, чтобы «Взлет разрешен!» все-таки вышел в США и Европе в том виде, в каком продается в России – рассчитанном на игроков от 9 лет и оформленном в стиле 60-х.

В этом году его издательство «Русская игрушка» выпустило еще две новинки. В следующем они рассчитывают продать 16.000 коробок с играми и запустить несколько новых. Казалось бы, чем человека такой профессии, как у капитана Темерязева, мог так привлечь бизнес?

– Моя задача как пилота – выполнить полет как можно более рутинно, – объясняет он. – Никакого новаторства. История игры «Взлет разрешен!» показала, что мне не хватает творчества, ощущения, когда перед тобой белый лист бумаги и карандаш и ты еще не знаешь, что получится. Хочется создавать новые образы, и идей много. Как минимум будет серия игр про авиацию. Ведь если взлет был разрешен, должны быть сам полет и посадка.

 

Вы когда-нибудь задумывались, что за каждым предметом, которым вы пользуетесь стоит конкретный человек? Кто-то сделал так, чтобы появилась рубашка, в которую вы одеты, стол, на котором стоит ваш компьютер, дом, в котором вы живете, краска на стенах, ваша обувь, посуда, трусы. Человеческая история - бесконечный процесс творения. Почти каждый из нас что-то создает: строит дачу, мастерит мебель, шьет или вяжет. Но поверьте, это удивительно чувство, когда твое создание продается с сотен витрин. Когда больше 20000 человек прикаснулось к нему. Я испытываю не радость и не счастье. Это какое-то - волнение что ли? #Взлетразрешен

Публикация от Хаген Темерязев (@hagentemeryazev)

Детали

Расходы. Первый тираж игры обошелся в 3 млн рублей личных средств – автора, его жены и друзей. Из них около 500 тысяч – текущие расходы: например, на бухгалтерию, транспорт, выпуск прототипов игры и пр. «Мы рисковали, выпуская сразу много, – говорит Хаген. – Но я уверен, что это выгоднее, чем осторожничать – иначе себестоимость будет очень высокой».

Доходы. Выручка составила около 3,8 млн рублей. «Вроде бы мы заработали, но пока это виртуальные деньги – нам тут должны, там должны. Использовав кредиты, сейчас мы утроились в смысле оборота. Популярность игры дает основания верить, что следующий год позволит закрыть большие кредиты и мы выйдем в плюс».

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2017.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика