Холдинг Михальченко не раскрывает имя нового собственника
Какое отношение к переделу питерского бизнеса может иметь Людмила Мурова?
Какое отношение к переделу питерского бизнеса может иметь Людмила Мурова?
Как рассказал «Собеседник» в статье «Золотой парашют Евгения Мурова» («Собеседник» №45-2017), семья экс-главы ФСО (в лице его супруги Людмилы) получила собственность в Петербурге и области на миллиарды рублей. В частности, ей достались не только несколько фирм арестованного по делу о контрабанде Дмитрия Михальченко, структуры которого при Евгении Мурове активного сотрудничали с Федеральной службой охраны, но и загородный особняк бизнесмена.
При этом считается, что всю Холдинговую компанию «Форум», за исключением отдельных компаний, отошедших к Муровой, по-прежнему контролирует Михальченко. В выписке из ЕГРЮЛ, например, указано, что Михальченко до сих пор, несмотря на арест, занимает там пост гендиректора. Однако состав акционеров этот Холдинг публично не раскрывает, а сайт АО не работает. При этом вопросы «Собеседника» в порт Бронка, принадлежащий теперь Людмиле Муровой, переадресовали в ХК «Форум», от которого порт формально независим. Все это вызывает серьезные подозрения, что и весь Холдинг оказался под контролем семьи экс-директора ФСО.
К сожалению, до момента публикации статьи ответов на свои вопросы мы так и не получили, поэтому публикуем их с небольшой задержкой. Комментарии Холдинга носят дипломатичный характер, но из них можно понять, что своих собственников ХК «Форум» действительно поменяла.
— Особняк Михальченко в Овсяном теперь оформлен на «Сторент» Муровой. Она в самом деле сменила там прежнего жильца?
— Пресс-служба Холдинга не располагает сведениями о частной собственности акционеров Холдинга.
— Остальные компании Муровой связаны с ХК «Форум» Михальченко?
— К сожалению, пресс-служба ХК «Форум» также не располагает информацией о других бизнес-интересах г-жи Муровой. Мы готовы предоставить Вам информацию только о тех компаниях, которые входят в состав Холдинга. По другим компаниям, которые могут иметь отношение к деятельности Людмилы Анатольевны, рекомендуем обратиться в пресс-службы соответствующих компаний.
— Произошла ли смена собственников в «ХК Форум», и если да, то какая?
— В результате реорганизации в Холдинговой компании была произведена частичная смена собственников и некоторые структурные изменения, необходимость в которых уже давно была продиктована временем и быстро меняющейся ситуацией на рынках. Некоторые из предприятий требуют реорганизации и модернизации, некоторые — требуют пересмотра принципов работы и нового толчка в развитии. Но в любом случае, независимо от изменений в головной компании, все ранее начатые проекты и направления будут и дальше развиваться. По завершении всех процедурных моментов мы будем готовы к раскрытию информации.
— По сообщениям СМИ, сам Михальченко не исключал, что его арест может быть связан с рейдерской атакой на порт. Если так, смена собственника порта — это победа над рейдерами или поражение от них? Был ли приход Муровой в этот бизнес осуществлен на рыночных условиях и за живые деньги? Или был номинальным?
— Гипотез о том, что действительно происходило с портом «Бронка» за последние несколько лет, — в сети интернет не мало. Но ни одна из них не нашла реального подтверждения в фактах. Порт «Бронка» продолжает успешно функционировать и наращивать грузооборот. Одна из наиболее распространённых и неправдоподобных версий, которая встречается в различных источниках — версия о рейдерском захвате, — в принципе не имеет место быть. Дмитрий Павлович Михальченко никогда не делал официальных заявлений о попытках рейдерского захвата, а адвокат Дмитрия Павловича также не выносил такую версию на рассмотрение. Официальные источники Холдинга также никогда не озвучивали ее в качестве приоритетных. Не исключаем, что такая информация была распространена с целью дискредитации Холдинговой компании и ее топ-менеджеров в деловом сообществе (в деловых кругах).
Что касается уголовного дела, то оно заведено в связи с расследованием дела о контрабанде алкоголя (статья 200.2 УК РФ). На данный момент дело передано в Басманный суд.
— Сколько все-таки денег было инвестировано в строительство порта? 60 млрд или уже больше?
— Инвестирование денежных средств осуществляется поэтапно согласно программе развития порта до 2036 года. Строительство порта и его инфраструктуры реализуется в три этапа. В декабре 2015 года был полностью завершен первый этап — порт полностью технически укомплектован и готов обрабатывать до 500 тыс. TEUs [20-футового интермодального ISO-контейнера объемом 38 м³ — прим. ред.] контейнерных грузов в год, дальнейшее приобретение техники будет пропорционально увеличиваться, исходя из количества обрабатываемого груза.
На данный момент осуществляется реализация второго этапа.
Общий объем планируемых инвестиций в реализацию проекта составляет 59,5 млрд руб., 16,9 из которых — государственные вложения на проведение дноуглубительных работ подходного канала, 42,6 — частные инвестиции, в том числе с привлечением заемных средств. На сегодняшний день инвестиционная деятельность со стороны ММПК «Бронка» продолжается.
Проект Бронки предусматривает освоение довольно большой территории, способной вместить не только самые современные терминалы, но также склады, площадки для временного хранения контейнеров, грузов на поддонах и в трейлерах-автоприцепах, перевозимых ролкерами — судами, осуществляющими ро-ро перевозки. Соответственно инвестирование средств осуществляется согласно приоритетным потребностям в строительстве новых объектов инфраструктуры порта и, прежде всего, потребностям рынка контейнерных перевозок.
— Каковы у порта планы на будущее?
— У «Бронки» есть ряд серьезных преимуществ — удобная акватория, глубоководных подходной канал, образцовый сервис, контейнеровозам-десятитысячникам не нужна промежуточная перегрузка на фидерные суда в Европе, большая территория хранения… Опять же из центра Петербурга тяжеловозам сложно выехать, а на Бронке такой проблемы нет — рядом кольцевая. Уже сегодня Бронка может принимать суда перспективных типов: контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar, которые петербургский порт в исторической части города принимать не в состоянии из-за недостаточно развитой инфраструктуры, в первую очередь, подходного канала. Все эти преимущества открывают широкие возможности на многие годы вперёд как для самого порта, так и для развития транспортной инфраструктуры региона в целом. Нам есть куда развиваться.
В планах — продолжение реализации следующих этапов развития порта для увеличения портовых мощностей, а также увеличение контейнерооборота.
Отдельно стоит сказать о планах по развитию железнодорожных подходов к ММПК «Бронка». Спрос на услуги ж/д транспорта стабильно находится на высоком уровне. К 2020 году грузооборот ММПК «Бронка» по ж/д транспорту достигнет 3,0 млн т. И уже сегодня вместе с Министерством транспорта и правительством города мы озабочены тем, чтобы соответствовать этому спросу. Так, например, в Петродворцовом районе есть ряд проблем с ж/д подходами к порту. Для их решения был разработан целый комплекс мероприятий, и мы уже приступили к его реализации, а именно:
- строительство транспортной развязки для закрытия ж/д переезда в створе ул. Юннатов;
- строительство транспортной развязки для закрытия ж/д переезда в створе Дворцового пр.;
- техническое решение транспортной развязки для закрытия ж/д переезда по ул. Петергофской находится в стадии разработки.
Еще одно не менее перспективное направление для развития порта — привлечение экспортных грузов, переваливаемых сегодня навалочным способом в портах сопредельных государств. На текущий момент объемы перевалки российских навалочных грузов в странах Балтии составляют десятки миллионов тонн в год. Мы планируем переориентировать эти объемы частично в глубоководные порты на Балтике. Для этих целей в начале 2017 году в Бронке успешно прошли испытания инновационного контейнера KOTTA для сыпучих грузов с функцией нижней выгрузки. Внедрение новой технологии станет важным шагом по переориентации транзита российских экспортных грузов из портов балтийских государств в отечественные.
— Акции «Феникса» и часть недвижимости на улице Красного Текстильщика заложена в Сбербанке. С чем это связано?
— Привлечение заемных средств для реализации таких масштабных проектов как ММПК «Бронка» — нормальная мировая практика. Тот факт, что Сбербанк выступает долгосрочным партнером этого проекта — показатель высокого уровня инвестиционной привлекательности компании «Феникс». Как известно, далеко не каждая компания способна привлечь крупнейшего банк страны для заимствования денежных средств. Это могут позволить себе компании с соответствующей репутацией в деловом сообществе, бизнес которых демонстрирует стабильно высокие показатели. Мы оправдали ожидания Сбербанка и благодарны его руководству за оказанное доверие.
— Пять лет назад Никита Муров не смог успешно сдать вступительные экзамены в СПбГУ. Понятно, что еще рано делать выводы, но он уже как-то зарекомендовал себя как руководитель?
— Скажу честно, никто из представителей Холдинга не входил в состав Приемной комиссии главного университета Петербурга, поэтому подтвердить или опровергнуть эту информацию не можем. По данным, которые нам предоставила наша кадровая служба, Никита Андреевич успешно окончил вуз, в настоящий момент получает второе высшее образование и совмещает учебу с работой в Холдинге. Несмотря на отсутствие опыта в управлении бизнесом, Никита успел проявить себя талантливым и целеустремленным специалистом, способным в непростых экономических условиях принимать взвешенные и стратегически верные решения.
— Какую сумму приносит ежемесячно сдача в аренду площадей на Красного Текстильщика?
— Эта коммерческая тайна. Но единственное, что стоит уточнить — далеко не все площади, которые сдаются в аренду на ул. Красного Текстильщика, приносят прибыль компании. Как вы знаете, на территории Единого центра документов расположено большое количество государственных организаций и ведомств. Площади для этих гос. структур предоставляются по минимальной ставке или даже бесплатно. У города пока отсутствует возможность предоставить им более достойные условия для размещения на безвозмездной основе, а мы, таким образом, предлагаем самые комфортные условия для работы сотрудников ведомств, приема граждан и безопасно[го] хранени[я] документов.
— Есть опасения того, что медицинские карты мигрантам разрешат выдавать только госклиникам? Сильно ли от этого пострадают финансовые интересы «Единого медцентра»?
— Согласно последней информации в открытых источниках, Министерство здравоохранения действительно собирается внести изменения в законодательство и обязать мигрантов обследоваться на ВИЧ, другие инфекционные заболевания, а также на наличие наркотической зависимости только в государственных и муниципальных клиниках. Таким образом, частные клиники могут быть лишены возможности проводить обследование мигрантов и выдавать им документы об отсутствии заболевании. На данный момент окончательное решение еще не принято, и законопроект проходит все необходимые жизненные циклы. Если такое решение будет принято — Единый медицинский центр будет работать исключительно в соответствии с законодательством РФ. Это не единственное приоритетное направление Медцентра — компания располагает огромным перечнем других услуг и бизнес от таких изменений существенно не пострадает. Он будет сосредоточен на предоставлении других услуг.
P. S.
Файл с ответами, кстати, носит название «Собеседник_ответы на вопросы_версия4» (отсюда можно предположить, через сколько инстанций он прошел). При этом в сопроводительном письме представитель «Форума» Эльмира Мамедова добавила: «Хочу заметить, что за громкими именами стоят тысячи людей, которые работают в Холдинге, в Бронке, очень жаль, они Вас совсем не интересуют». Будем надеяться, что в результате всего этого подковерного передела собственности интересы добросовестных трудяг, действительно, не пострадают.