Бесогоны. Как в российских храмах исцеляют одержимых нечистью
Корреспондент Sobesednik.ru увидела, как осуществляются обряды экзорцизма в современной России
Корреспондент Sobesednik.ru увидела, как осуществляются обряды экзорцизма в современной России.
Увидеть, как священник изгоняет из человека бесов, можно не только в американских фильмах ужасов. Уже много лет в российских храмах совершаются отчитки – особые непростые обряды для исцеления одержимых «нечистью».
«Все болезни от греха»
По субботам Петропавловский храм в двух шагах от стен Троице-Сергиевой лавры полностью заполнен, люди стоят плотными рядами, и найти место – задача трудновыполнимая. Здесь три раза в неделю отец Герман (Чесноков) проводит отчитки, так в церкви называют особые молебны, направленные на исцеление бесноватых. Но сначала – проповедь.
– Все болезни от греха, – говорит старец с белыми как снег волосами. – Живете невенчанные – ваши дети болеть будут.
Говоря о грехе, он упоминает «блуд», «алкоголизм», «наркоманию» и – «демонов». Они, по словам отца Германа, поселяются в теле человека, который много грешит и мало ходит в храм. Говорит он импульсивно, перескакивая с одного на другое. Его внимательно слушают женщины в норковых шубах, парни с айфонами, мужчины с детьми, девушки, бабушки... Все это время в храме раздается мычание. Источник звука – бородатый мужчина, с баса он переходит на фальцет и внезапно выкрикивает слово «крутой». Никто не обращает внимания – к «бесноватым» тут привыкли.
– Помогает ли отец Герман? Конечно, раз к нему столько народа приходит, – отвечает служительница. – Чего я здесь только не видела! Слепые прозревали, глухие начинали слышать, те, кто на колясках, вставали.
К началу самой отчитки в храм не протиснуться. Чин изгнания бесов – это в принципе такая же церковная служба, как и другие. Отец Герман убедителен, восклицает: «Убойся! Убежи!» В середине молебна в ход идет святая вода. Верующие крестятся и улыбаются. И фоном – все то же гулкое «у-у-у». Никаких звериных криков и завываний, хотя в этих стенах видели и не такое.
Когда молебен закончен, многие идут в лавру. Бородатый мужчина тоже уходит. В нем ничего не изменилось, и если ему и нужна помощь, то явно не священника, а врача.
«Если есть сила бесовская, то есть сила, которая ее укрощает»
Герман (Чесноков), наверное, самый известный священник, кто совершает отчитки, – таковых немного. Если почитать отзывы, к нему едут не только за освобождением от «бесов» – каждый за своим: чтобы наконец забеременеть и родить, чтобы отвадить мужа от любовницы, чтобы избавить родственника от алкоголизма и пр. Платить не нужно, но пожертвования приветствуются.
Имена батюшек, избавляющих от «демонов», в интернете гуляют списками. У некоторых «заклинателей тьмы» есть страницы в соцсетях.
«Такое впечатление, что о. Владимир имеет полную власть над бесами, – написано в одном отзыве. – Передо мной страшно кричала одна женщина, он подошел и сказал: «Заткнись, бесяра паганый» и женщина тут же замолчала. Я был очень удивлен. Когда ты видишь такую картину... утверждаешься в Вере и понимаешь, что если есть сила бесовская, то есть сила, которая ее укрощает – Бог».
Светлана Богданова – координатор паломнических туров к отцу Владимиру (Гусеву) из Орловской области – объясняет, что стоимость вместе с дорогой, питанием и ночлегом – 6 тысяч рублей.
– Если вы никогда не были у батюшки, рекомендую сначала посетить его встречу в Москве, он проводит ее раз в месяц, там зададите вопросы.
Цена встречи – от 8 тысяч рублей. Это дорого даже для столицы, где «гуру» в разных областях проводят тренинги и семинары типа «как изменить свою жизнь». Но Светлана не агитирует, она уверена, что я воспользуюсь предложением: «Когда уже ничего не помогает, идут к нам, мы – последняя инстанция».
Одержимые или внушаемые?
Григорий Григорьев – врач-психиатр и батюшка в одном лице – не является поклонником отчиток. Хотя уверен, что такое явление, как беснование, существует. Его главным признаком и отличием от психического заболевания, по мнению Григорьева, является негативная реакция человека на мощи святых, чудотворные иконы, окропление святой водой.
– Бесоодержимых не так много, но есть формы истерии, которые проходят под видом бесоодержимости, когда человек пытается привлечь к себе внимание. До революции такое поведение называли кликушеством, – говорит Григорьев.
Психиатр-священник полагает, что большинству прихожан отчитки вообще противопоказаны, поскольку могут стать причиной психологической травмы, а у психически больных, скажем шизофреников, вызвать обострение заболевания или бред на религиозной почве. К тому же любое психическое заболевание необходимо лечить. А искать спасения в отчитке и считать ее панацеей от всех бед – неверно. Григорьев подчеркивает: мнение отца Германа, будто все болезни от греха – частное и не имеет ничего общего с учением церкви.
Психиатр Владимир Файнзильберг, который к церкви не имеет никакого отношения и в бесов не верит, и вовсе называет таких священнослужителей искусными манипуляторами:
– Они выбирают из толпы наиболее внушаемых людей, вокруг которых собирается толпа подобных, и создается впечатление, что эти люди бесноватые. У лидера, который проводит такой обряд, меркантильная цель.
Но многие священники отчитывают вполне официально, с разрешения правящего архиерея. Например, у Германа (Чеснокова) и Владимира (Гусева) такое разрешение есть.
– Не думаю, что официальной позицией церкви и запретом тут можно что-то решить, – говорит протодиакон Андрей Кураев. – Еще Патриарх Алексий II говорил, что если Герман не прекратит свои отчитки в лавре, то он его самого отчитает. Но отец Герман по-прежнему там.
Официальной позиции РПЦ по этому вопросу нет. Есть много простых священников, которые чудес не творят, залы не собирают и своим прихожанам не советуют ездить на отчитки, и есть те, кто отчитки проводит и, вероятно, будет проводить, даже если их запретят. В любом случае каждый решает за себя: работать над собой либо ехать за чудом к старцу и списывать все проблемы на бесов.
Пример Христа и Запада
Практика изгнания бесов из одержимых известна с древних времен. Игумен Лука (Степанов) из Рязани, участник проекта «Батюшка онлайн», отмечает, что чудо изгнания бесов описывается в Евангелии: Христос неоднократно исцеляет бесноватых силой слова. В основе отчиток, по словам батюшки, лежит чин изгнания злых духов, который был составлен Киевским митрополитом Петром Могилой еще в XVII веке.
– Это всегда было, – говорит Степанов. – Отчитки читали самые кроткие священники в старейших монастырях. Но всегда использовался индивидуальный подход.
Богослов Алексей Осипов, профессор Московской духовной академии и автор трудов об экзорцизме, придерживается иной точки зрения. Чин Петра Могилы, по его словам, долгое время пылился на полках, священники не брались отчитывать, потому что считали себя недостаточно святыми, чтобы изгонять бесов. И по сей день, например, в Оптиной пустыни этот обряд не проводится.
– Экзорцизм появился в России в 80–90-х годах, когда границы с Западом были открыты, – говорит он.