Зеленые деньги не пахнут
У некоторых «экологов» не только «Реки», у них бывают даже «Руки без границ»
«Экологические организации иногда используются нашими конкурентами, чтобы притопить растущие сегменты российской инфраструктуры и генерации», — менее года назад пояснил Владимир Путин на своей большой пресс-конференции. Президент не сказал «всегда» используются, но «иногда» такое все-таки бывает. У некоторых «экологов» не только «Реки», у них бывают даже «Руки без границ».
В конце сентября завершился многолетний спор между экологами и Всемирным банком о строительстве крупных плотин в бассейне крупнейшего притока Байкала, реки Селенги. Тендеры на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) проектов ГЭС на территории Монголии были отменены. Точнее отложены, но экологи из международной коалиции «Реки без границ» уже объявили о своей победе. Причем с ударением на слове «своей».
Вообще-то судьба проектов монгольских ГЭС решалась в более солидных кабинетах. Их обсуждали не только на двухсторонних переговорах Министерств природных ресурсов и Министерств иностранных дел России и Монголии, но и на встрече лично президентов обеих стран, которые о существовании Евгения Симонова, который, по сути, и есть эта самая «международная коалиция «Реки без границ», наверняка и не слышали. Проекты обсуждали на общественных слушаниях в Бурятии и Иркутской области. Но это не помешало Симонову заявить, что это именно его «безграничные реки» перебежали дорогу монгольским тендерам.
И некоторые таким заявлениям верят. Во всяком случае, четыре года назад тот же Симонов уже получил от организаторов английской авторитетной экологической премии Уитли почти (!) 300 тысяч фунтов «за защиту бассейна Амура от строительства ГЭС». Пикантный момент — с китайской стороны Амура к тому моменту уже было построено больше десятка плотин, еще три были в стадии строительства. С российской стороны Амура, на одном из его притоков, возводилась Нижне-Бурейская ГЭС, которую запустили в августе этого года. Интересно, в чем же заключалась «защита», за которую Симонову дали грант в более чем 20 миллионов рублей, в пересчете по сегодняшнему курсу? Или он просто обвел уважаемое жюри вокруг пальца?
Судя по последним заявлениям «Рек без границ», теперь на подходе еще один грант — уже за спасение Байкала от монгольских ГЭС. К которому этот эколог, отчисленный с четвертого курса биологического факультета МГУ, собственно, отношение имел весьма отдаленное.
Впрочем, этот способ — приписывать себе чужие, а порой и несуществующие заслуги — лишь один из самых безобидных источников существования экологических организаций.
Так, кампания экологического движения «Стоп-никель» против строительства ГОКа на медно-никелевом месторождении под Воронежем обернулась уголовным делом за вымогательство активистами более 20 млн рублей у представителей Уральской горно-металлургической компании. Если по этому делу приговора пока нет, то эколог из башкирского отделения «Общественного экологического контроля России» в Стерлитамаке свои девять лет за вымогательство уже получил: у представителя Башкирской содовой компании он требовал 4 млн.
У крупных монстров в сфере защиты природы — свои методы поиска денег на жизнь. К примеру такая солидная экозащитная корпорация как «Гринпис» существует исключительно на частные взносы, принципиально отказываясь от финансирования со стороны бизнеса и властей, чтобы их никто не обвинил в «заказухе». Получается сохранить свое доброе имя не очень. Именно «Гринпис» зачастую и обвиняют в работе на конкурентов тех компаний, против которых направлены акции экологов. Причем, обвиняют не только в России, но и на Западе, и не просто обыватели, а знаковые фигуры, вроде бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, заявившего что борьбу против добычи сланцевого газа «Гринпис» ведет не так уж и бескорыстно.
Всемирный фонд дикой природы (WWF — World Wide Fund for Nature) в отличие от «Гринписа» живет за счет спонсорства крупных коммерческих организаций (типа Лукойла) и даже правительств разных стран. Все вроде бы официально. Но и этой структуре не удается избежать подозрения в лоббировании чужих коммерческих интересов. Стоит где-нибудь развернуться конфликту вокруг строительство какого-нибудь завода или разработки крупного месторождения, как сначала малоизвестные экологи раздувают скандал, а потом спорную ситуацию берется разрешить WWF, проведя «независимую экспертизу». В итоге, согласно официальному отчету, только за прошлый год только крупные российские корпорации пожертвовали фонду 116 млн рублей. Еще столько же — организации, связанные с правительством Нидерландов.
«Экспертизы» вообще — очень выгодная в экологической среде тема. Которая, правда, нередко оказывается не только весьма далекой от экологии, но и вредной для нее. В прошлом году, например, Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) и экологическая организация «Зеленый крест» подготовили экспертизы, которые оправдывают исключение Ключинской косы из заказника «Южное побережье Невской губы». И другие независимые экологи против, и местные жители, и даже Министерство природных ресурсов, которое заявило, что урезание заказника противоречит закону. Но тут уж, видно, кто платит зеленые, тот и диктует зеленым, что говорить.
Тут разумеется, не стоит огульно обвинять всех борцов за чистоту окружающей среды в излишней меркантильности или тем более в криминале. Все зависит от конкретного человека. Но одновременно не стоит и огульно экологическим организациям доверять. Прежде чем очищать природу, надо все-таки прежде очиститься самим.