Протесты молодежи: 2017-й как российский 1968-й?
В ответ на протесты молодежи в России вспоминают Сталина — в то время как лучше бы вспомнить опыт Шарля де Голля
В ответ на протесты молодежи в России вспоминают Сталина — в то время как лучше бы вспомнить опыт Шарля де Голля.
В конце марта улицы городов России наводнили студенты и старшие школьники. Известно, что молодые протестуют яростнее старших; молодые — изначально бунтари. Чтобы подтвердить это, не нужно долго искать исторических аналогий: почти полвека назад мир охватили массовые студенческие выступления, которые повлияли на историю многих стран.
Еще одним поводом вспомнить события 1968 года являются выступления дальнобойщиков в ряде регионов страны. Протестуют против тарифов в системе «Платон», изменения в которых вступят в силу в ближайшее время. На данный момент самая большая стачка — в республике Дагестан, к месту событий стянуты подразделения Росгвардии, что говорит о сильной обеспокоенности властей.
В мае 1968-го Францию охватила всеобщая забастовка — рабочие тогда влились в студенческий протест. Помимо Франции протестное движение охватило тогда ФРГ, Мексику, США, Турцию, Италию, Польшу и ряд других стран. В разных концах коммунистического лагеря тогда бушевали Пражская весна и Культурная революция.
Послевоенная Европа жила уже два десятилетия без войн и серьезных социальных катаклизмов. Уменьшалась безработица, большинство стран Запада переживало экономический рост. Студенты шестидесятых не видели ужасов Второй мировой войны и послевоенной разрухи, они росли в благополучных семьях, были обеспечены не только едой и жильем, но и телевизорами и автомобилями. Молодежь выступила тогда против устаревших ценностей, традиционного и консервативного уклада жизни, насаждаемого в том числе СМИ (во Франции, например, телевидение и радио были подконтрольны правительству де Голля). Массовым же выступлениям французских рабочих способствовало уменьшение темпов экономического роста.
В Германии в то время не было принято обсуждать вовлеченность многих действующих политиков в дела одной партии, установившей в стране тоталитарную диктатуру в 1933 году. Стоит напомнить, что незадолго до протестов 1968 года в стране была сформирована политическая коалиция между правыми и центристами — Христианско-демократическим союзом — и Социал-демократической партией Германии. Канцлером же избрали Курта Георга Кизингера, который до демонтажа гитлеровской диктатуры был членом Национал-социалистической рабочей партии. То, что руководителем новой демократической страны стал человек из тоталитарного прошлого, уже не было нормальным и приемлемым для молодого поколения, в отличие от их родителей, дороживших материальным благополучием после всего, что им довелось пережить.
[:image:]
И в результате — начались протесты, которые потом переросли в массовые столкновения с полицией, были убитые и раненые. Сотни тысяч людей были вовлечены в массовое движение. Стоит вспомнить и Мексику, где выступления студентов закончились кровавой бойней (там власти спустя годы признали, что отдали приказ стрелять в толпу, который спровоцировал кровопролитие), и США, где параллельно шли выступления чернокожих за равноправие (незадолго до этого убили Мартина Лютера Кинга), митинги феминисток и акции протеста против войны во Вьетнаме.
К слову, президент Линдон Джонсон тогда был абсолютно уверен, что студенческие волнения были спланированы спецслужбами коммунистических правительств (ничего не напоминает?). Руководитель страны отдал приказ ЦРУ расследовать причины протестов; но, увы, никаких доказательств спецслужбисты тогда обнаружить не смогли, позже глава ЦРУ отразил эту масштабную работу в секретном докладе президенту.
Две реальности российской молодежи
Российские студенты и школьники вне стен учебных заведений находятся в одной реальности. А в школах и вузах им предлагается реальность другая. Сегодняшняя молодежь не смотрит ТВ, она абсолютно неподконтрольна Дмитрию Киселеву и Владимиру Соловьеву. Студенты и школьники сидят во «ВКонтакте», читают интернет-СМИ и сами выбирают интересующую их повестку дня. Свою идеологию государство навязывает им в школах и институтах: там создаются патриотические кружки, туда приходят с «традиционными ценностями» представители церкви и казаки.
Обычно молодежь с юношеским протестом относится и к школе, и учителям, а теперь еще их там поджидает отдельная нагрузка в виде уроков патриотизма от всевозможных ряженых. Вот что об этом на «Кольте» пишет 22-летний Виктор Вилисов: «Как так вышло, что все, что в образовательных учреждениях молодым людям предлагают в качестве альтернативы наркотикам, табаку и алкоголю, — это православие, самодержавие и народность, перемежающиеся спортом? Как так вышло, что общественники за здоровый образ жизни представляют собой по большей части невозможных упырей? Как так вышло, что молодой человек в России, чтобы не попасть в плохую компанию, должен вступить в казаки или ансамбль военно-патриотической песни? Среди подростков и молодых людей накоплено чудовищное по масштабам раздражение в адрес сорокалетних чинуш и православных бабок».
Долго ли они будут молчать, глядя на то, как государство вторгается в их жизнь таким вот способом? Многие спрашивают: почему молчат взрослые? Просто вспомним о поколениях, живших при тоталитаризме, войнах и социальных невзгодах. Хотят они это все потерять? Нет, многие из них — конформисты. А вот их дети, учитывая их вовлеченность в интернет-пространство, где нет тотального господства пропаганды, предъявляют другие требования.
Продолжение следует?
Случатся ли другие протесты, превратятся ли они в большую «студенческую весну»? Это во многом зависит от реакции властей. Де Голль, сильный политический лидер, которого поддерживало большинство французов, спустя год после акций студентов провалившийся со своей программой на референдуме и вынужденный, как пообещал, уйти в отставку, сказал тогда: «Меня ранили в мае 1968 года, а теперь прикончили». Так считал политик, славившийся тем, что обычно не идет на уступки ни под каким давлением.
Что сейчас в ответ на протесты делают российские власти? Мы уже видим предложения запретить участие в митингах до совершеннолетия, а также повысить избирательный возраст до двадцати лет (почему не до 35?!); в Общественной палате обсуждают введение уголовной ответственности с двенадцати лет. Они вспоминают Сталина?..
[:image:]
Вот здесь нас может поджидать опасный поворот. В России недавно прошли — кто-то не заметил из-за повторяющегося результата — парламентские выборы. Альтернативная точка зрения в российском парламенте не представлена. То же самое было и в ФРГ в 1968 году: протестующих не было среди парламентских объединений. И вот тогда стало происходить формирование подпольных организаций из озлобленной, не имеющей возможности высказать свое мнение молодежи. Одной из них стала «Фракция Красной Армии» (Rote Armee Fraktion, RAF), левая боевая организация, ее целью было очищение ФРГ от бывших членов НСДАП. Подобные группы спустя некоторое время привели Германию к печально известной «немецкой осени», когда по стране прокатилась волна убийств.
А вот в тоталитарном коммунистическом Китае проблемой недовольной молодежи решили заняться по-своему. Мао Цзэдун пошел на укрепление режима и направил жаждущих борьбы студентов против интеллигенции и чиновников. В 60-х годах в Китае стартовала Культурная революция с ее погромами и убийствами. Хочется, конечно, чтобы власть в Росси не пошла этими путями.
[:wsame:][:wsame:]