Где после Нового года купить алкоголь: гид от Sobesednik.ru

Чтобы праздник не прошел на трезвую голову, перед походом за спиртным воспользуйтесь подсказками от Sobesednik.ru

Фото: Минус системы в том, что она не учитывает контрафакт, доля которого всё ещё велика // Алексей Гынгазов / Global Look Press

Чтобы праздник не прошел на трезвую голову, перед походом за спиртным воспользуйтесь подсказками от Sobesednik.ru.

С введением новой системы учета алкогольной продукции многие магазины, а значит, и их клиенты рискуют остаться без шампанского, вина, водки и даже пива. Sobesednik.ru узнал, какие именно торговые сети это коснется, а какие нет. И хотя наш эксперт, руководителя Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз поспешил успокоить наших читателей, что никто из них без горячительного в любимый праздник не останется, мы расспросили другого ликеро-водочного знатока — главного редактора сайта «Алкоголь.ру» Михаила Смирнова.

— Система эта [учета алкогольной продукции] — довольно сложная, — согласился Михаил Смирнов в интервью Sobesednik.ru со своим коллегой Вадимом Дробизом, которого хорошо знает. — Она включает датчики, которые считывают смесь в потоке. Сколько водно-спиртовой смеси прошло — посчитали количество спирта и количество бутылок уже разлитой водки. Эти количества должны совпадать. Например, привезли четыре тонны спирта, разбавили его шестью тоннами воды, профильтровали, пропустили, и получилось десять тонн водки. Ее разлили по бутылкам, число которых должно совпадать с количеством спирта. Эту систему отрабатывали на производстве водки как самой простой и технологичной промышленной продукции. Ставился датчик, который отправлял через компьютер по Интернету данные в налоговую инспекцию и Росалкогольрегулирование: в этот день произведено такое-то количество водки из такого-то количества спирта. А то ведь потом можно привести немножко спирта и дополнительно разлить в третью смену.

— То есть втихаря произвести неучтенную водку?

— Да.

— А эту систему нельзя обойти?

— Можно, и где-то ее обходят, где-то вообще не ставят. Все упирается в акцизную марку, которая тоже должна быть занесена в контроль. Сравнивают количество водки с количеством проданных акцизных марок. Они должны совпадать. Естественно, это не делается, марки у нас подделывают.

У нас неверная государственная политика: у нас слишком дорогая водка, — говорит Смирнов. — Огромное количество людей не покупают официальную водку в магазинах за 200–250 рублей, а покупают поддельную, произведенную из хорошего спирта на таких же технологических линиях. Себестоимость бутылки водки — 40 рублей. Если ее продадут даже за 100 рублей, то это уже свыше 120 процентов прибыли.

— Эта система действует не только в отношении водки, но и пива?

— С пивом еще сложнее. Пиво бродит само по себе. И спирт в него не добавляется. Там считают по количеству закупленного сырья (зерна, солода), сколько может произвести завод. Потом обклеивают акцизными марками, и с завода уходит бутылка пива, с которой уже уплачен акциз.

— Но на заводе может всякое случится. Что будет, если сырье испортится?

— Пишется акт, все проверяется и списывается. Эта бюрократическая система отлажена.

С 1 января эту систему ЕГАИС распространили на оптовиков. С завода продукцию везут не сразу в магазин, а на оптовую базу, где можно добавить поддельный алкоголь. По акцизной марке все отслеживают, сканером считывают, и Росалькогольрегулирование знает, сколько бутылок находится на этой базе. 10 миллионов, 5 миллионов — не столь важно.

[:image:]

Внедрение системы ЕГАИС дальше в розницу — в магазины, рестораны, кафе — запланировано на 1 июля, когда и они должны будут давать отчет. Тогда образуется логическая цепочка — от завода через оптовую базу до магазина и продавца, чтобы не было возможности втиснуть поддельную водку. И получился неправильный закон: продавать магазины до 1 июля могут, а покупать на оптовых базах не могут, потому что они не внесены в ЕГАИС. Это указание составлено таким образом, что в принципе продавать ты можешь, но купить не можешь, потому что этой системы пока в магазине нет.

— Есть ли список тех, кто уже установил эту систему?

— Такого списка нет, потому что магазинщики и рестораторы еще не покупали оборудование. Нужно купить достаточно дорогое оборудование, а потом зарегистрироваться в единой компьютерной системе. Это может стоить до 150 тысяч [рублей].

— Почему они затягивают?

— Потому что формально магазинов и ресторанов это с 1 января не касается. Ловушка в том, что торговать можешь, но только тем, что у тебя уже есть. А купить новую партию, не зарегистрировавшись, не можешь.

— Поэтому мы и хотим составить гид от Sobesednik.ru по посленовогоднему алкоголю, чтобы наши читатели знали, куда за ним идти. Подскажите нам!

— Ну хорошо, подскажу. Есть сетевые магазины — те же «Ашан», «Перекресток», Metro, — все крупные сети, которых у нас в стране около пятидесяти. У них эшелоны водки на складах. И они уже вложились в оборудование, которое находится на стадии тестирования. Система будет отлаживаться примерно год.

— А в сетях эконом-класса типа — «Копейка», «Пятерочка», «Магнит» — поставили такое оборудование?

— Думаю, что да. Это сети для бедных, но сами они не бедные. Больше всего денег зарабатывают на дешевом товаре. Это закон экономики. Для «Ашана», кстати, при его огромном обороте водка — это мелочь. Она там для ассортимента. В «Ашан» приезжают покупать еду, а водка — товар ситуационный. Нет у тебя дня рождения, ты ее и не купишь, а выбор сыров, крупы огромный. Отдельные же мелкие магазины не могут позволить себе установить систему, особенно в конце года из-за налогов и прочего. Со временем она будет и в мелких, потому что складские помещения — это не только территория магазина.

— А если это единственный магазин в селе, который не поставил систему, а водка закончилась, так они и останутся без алкоголя?

— Открою секрет: в сельских магазинах государственную водку практически не покупают. Она слишком дорога для сельского жителя. Есть регионы, например Забайкалье, где подпольная водка занимает 90 процентов потребления. Люди настолько бедные, что они просто не покупают, и магазины закрываются. В Забайкалье на семью заработок — 4 тысячи рублей. Живут за счет огородов и подработки. И им уже не до алкоголя.

Sobesednik.ru решил проверить слова нашего эксперта и точно узнать, установили ли крупные торговые сети для богатых и бедных систему ЕГАИС. По питерскому телефону обратной связи, указанному на официальном сайте системы Egais.com, нам ответили, что регистрация происходит в ежедневном режиме: компании оплачивают ее стоимость, за это им выдают электронный код (ключ), с помощью которого их данные сохраняются на сайте. Однако в открытом доступе из соображений коммерческой тайны эти данные не публикуются: «И никто никогда не скажет вам, есть ли тот или иной магазин в системе, так как их тысячи, десятки тысяч по всей стране», — пояснили мне.

Однако кое-что нам удалось узнать самим, просто обзвонив пять крупнейших торговых сетей России. В «Дикси» нас заверили, что магазины сети полностью готовы к внедрению ЕГАИС.

— Большинство возникавших в ходе тестирования вопросов успешно решены. «Дикси» провела интеграцию необходимого программного обеспечения, заменила кассовые сканеры в магазинах, а также вносит изменения в операционную работу в части логистики и договорных отношений с партнерами, — пояснила в интервью Sobesednik.ru официальный представитель сети Анастасия Орлова.

— В «Дикси» выстроена многоступенчатая система контроля качества, предполагающая прозрачную схему закупки и прямые контакты с производителями, благодаря которой процент проникновения контрафактной алкогольной продукции и до введения проекта был близок к нулю. Теперь, при совместной работе всех участников рынка, мы имеем возможность проконтролировать каждую бутылку, попадающую в корзину покупателя, — добавила директор по внешним связям «Дикси» Екатерина Куманина.

Похожим ответом довольствуется и другой крупный игрок рынка. В «Ашане» признаются, что процесс развертывания системы ЕГАИС был запущен еще летом 2015 года. Эта сеть также столкнулась с небольшими проблемами: не сканировалось около 5 процентов акцизных марок. Однако эти неполадки на стадии устранения, а на декабрь 2015 года сеть, тем временем, получила все необходимое оборудование и 90 процентов его смонтировало.

Также, как удалось узнать Sobesednik.ru, на такой же стадии полного внедрения системы ЕГАИС находятся абсолютно все торговые сети, принадлежащие X5 Retail Group — «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка». Что ж, наши эксперты правы: какую систему не придумывай, а россияне без качественного алкоголя в Новый год, к счастью, не останутся.

Sobesednik.ru предупреждает: чрезмерное употребление алкоголя вредно и опасно для вашего здоровья! — и желает всем своим читателям счастливых праздников!

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика