Никита Смагин: Привыкать к волне террора?
Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как жить в пору постоянных терактов, и о том, когда волна террора пойдет на спад
Обозреватель Sobesednik.ru — о том, как жить в пору постоянных терактов, и о том, когда волна террора пойдет на спад.
Теракт в Ницце прозвучал громко, но не сенсационно. За последние полтора года для Франции это уже десятый случай массовых убийств мирных жителей джихадистами. Теперь для этой страны перманентная террористическая угроза — это новая норма существования.
Почему «воины джихада» в Европе выбирают чаще всего именно Францию? Вероятнее всего, здесь сходятся сразу несколько факторов.
С одной стороны, террористы стремятся атаковать западный мир как таковой. При этом оказывается, что осуществить эту затею легче всего именно во Франции. В европейской цепи эта страна становится самым слабым звеном. Во-первых, явно недорабатывают местные спецслужбы. Во-вторых, множество компактно проживающих мусульманских общин во Франции дают возможность дижхадистам находить потенциальных смертников. На это накладывается тот факт, что из всех европейских стран именно во Франции мусульмане хуже всего интегрированы в местный социум. То есть религиозный протест зиждется во многом и на социальных проблемах — сильном расслоении общества. Говоря проще, здесь больше всего недовольных мусульман.
С другой стороны, значительное влияние оказывает и колониальное прошлое страны, которая проводила активную и зачастую достаточно агрессивную политику в мусульманских странах Северной Африки и Ближнего Востока. Многие террористы наверянка видят в своих преступных действиях еще и акт мщения за прошлые преступления французского государства против приверженцев ислама.
При этом метод убийства мирных жителей, который был использован, наглядно демонстрирует, что террористы будут использовать новые способы для осуществления своих планов. Автобус, на скорости таранящий толпу, — это «ноу-хау» в истории европейского терроризма.
Французы могут провести «работу над ошибками», но все равно спецслужбы выступают в роли догоняющего. Противник изобретателен и всегда на шаг впереди.
Как же с этим бороться? Увы, ответа на этот вопрос нет. Вернее, конечно, очевидно, что нужно усиливать эффективность спецслужб, разрабатывать механизмы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, реформировать миграционную политику. Но все это лишь в какой-то степени уменьшает риск и не дает никаких гарантий.
Разумеется, одной из основных причин является внутренняя политика Франции и в целом Европы. О кризисе мультикультурализма не говорил разве что ленивый. Однако чем заменить пресловутый мультикультурализм, совершенно не ясно. Признать наличие проблемы не равносильно нахождению её решения.
По большому счету, всему миру придется просто привыкнуть к жизни в условиях регулярных террористических актов. Думается, что эта проблема не будет решена в ближайшие годы. И ведь если население не воспринимает очередной взрыв как сенсацию и не бросается в панику, то терроризм не угрожает существованию государства и его институтов. Не победить, а научиться существовать параллельно с этим злом — это, похоже, единственный способ жить дальше.
При этом в долгосрочной перспективе у мусульманского терроризма есть все шансы пойти на спад. Правда, причина здесь не в идеологии или развитии способов борьбы, а в демографии. Как показывают исследования отечественных и зарубежных демографов, количество террористов резко увеличивается в тех странах или отдельных общинах, где значительная часть населения находится в возрасте от 15 до 25 лет. Конечно, есть исключения, но все же большинство рядовых джихадистов вступают на путь террора именно в этом возрасте. В значительной части мусульманских стран рождаемость все еще очень высокая, но наблюдается тенденция на её снижение. То же самое можно сказать и про приверженцев ислама, проживающих на территории Европы.
Таким образом, терроризм — это большая проблема на многие годы вперед. А побороть её, скорее всего, смогут не наши усилия, а естественные тенденции. Но это будет еще не скоро.
(Автор статьи — политолог, эксперт по странам Ближнего Востока, главный редактор издания «Иран сегодня»)
[:wsame:][:wsame:]