Валерия Жарова: Книги – причина суицида?
«Ромео и Джульетту», «Анну Каренину» и многие другие книги могут запретить за пропаганду суицида, узнал Sobesednik.ru
«Ромео и Джульетту», «Анну Каренину» и многие другие книги могут запретить за пропаганду суицида, узнал Sobesednik.ru.
В Общественной палате России прошел круглый стол «Роль литературы, кино и искусства в профилактике кризисных периодов в подростковой среде». Какими бы благими намерениями ни диктовались подобные мероприятия, итог один: что-то где-то снова будут запрещать.
Когда о проблемах подростков рассуждают люди за 50, ничего толкового не выйдет. Пусть все они умные и прекрасные люди, но представления о том, чем живут молодые, у них весьма далеки от действительности: какие-то там страшные-ужасные интернеты, социальные сети и насаждение чуждых ценностей через аниме.
Первый гвоздь программы – выступление Михаила Хасьминского, православного кризисного психолога. Михаил Игоревич жестко раскритиковал нынешнюю школьную программу, в которой присутствуют книги, пропагандирующие суицид: «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Тихий Дон»... А вот очень жаль, дескать, что за партой больше не изучают «Молодую гвардию», вот это было бы хорошо. Об одном он забыл: автор «Молодой гвардии» Александр Фадеев, как известно, застрелился.
В качестве примеров вредной литературы Хасьминский привел нашумевшую книгу «50 дней до моего самоубийства» Стейс Крамер и «Писатель и самоубийство» Григория Чхартишвили (он же Б. Акунин). Как справедливо заметила единственный представитель издательств на этой встрече Евгения Журавлева из АСТ, сам он их, видимо, не читал, просто его помощники нашли в интернете книги, в названии которых встречается слово «самоубийство». Только на самом деле первая книга рассказывает о личном опыте автора как раз в преодолении суицидальных мыслей, а вторая вообще не предназначена для подростков. Но увидели – и надо запретить!
Второй гвоздь – доклад представителя Роспотребнадзора Сергея Ходячих. Пока застенчивый человек, явно находящийся в каком-то своем мире, тихонько бубнил по бумажке что-то невразумительное, Хасьминский аж на стуле подпрыгивал от возмущения, а остальные эксперты вежливо посмеивались в кулаки. Из доклада было понятно: Роспотребнадзор вообще не представляет себе, что происходит в мире и в интернете и как с этим бороться. Надо что-то запретить и заблокировать – но что? И как?
Тщетно призывали участников к порядку – беднягу просто подняли на смех. Заметили, например, что представитель Роспотребнадзора в своей речи нарушил собственные предписания, упомянув эпидемию, а Роспотребнадзор запретил использовать слово «эпидемия» применительно к суицидам. А когда кто-то по ошибке сказал «Роскомсоюз», Ходячих весь как-то вжал голову в плечи и, не глядя никому в глаза, виновато прошептал:
– Не союз, а надзор... Ведь мы же карательный орган...
После чего сник окончательно. Хоть какой-то плюс: такого Роспотребнадзора нам бояться нечего.
Еще прозвучало мнение, что книги шведских авторов о том, как говорить с детьми на тему смерти, нам не подходят, потому что шведы – протестанты. Как будто протестанты умирают как-то иначе! И снова говоривший заметил, что сам не читал этих книг.
В итоге решено было создать рабочую группу, которая наконец займется вплотную этими вопросами. Жаль, если они будут решаться по тому же принципу: «Не читал, но осуждаю». Но, с другой стороны, когда им читать-то? Дел невпроворот: ведь столько всего еще происходит без контроля!
[:wsame:][:wsame:]