"Бойня на Хованском может повториться где угодно, и еще не раз"
Истории, подобные бойне на Хованском кладбище, будут повторяться, и Нацгвардия не спасет, уверен полковник ФСБ в запасе
Истории, подобные бойне на Хованском кладбище, будут повторяться, и Нацгвардия не спасет, уверен полковник ФСБ в запасе.
На крупнейшем в Европе московском Хованском кладбище 14 мая развернулась настоящая уличная бойня в стиле знаменитых криминальных разборок. По сообщению пресс-службы московской полиции, в конфликте участвовали около 200 человек, пострадали 25 человек, трое погибли.
«По предварительной информации, конфликтная ситуация возникла между работниками, которых граждане нанимают для обустройства могил, частным порядком. Все граждане, принимавшие участие в конфликте, не являлись сотрудниками кладбища. В основном это иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации», — говорится в сообщении пресс-службы.
Но СМИ, очевидцы и участники событий рассказывают несколько иную версию произошедшего. По словам работников кладбища, уроженцы Чечни и Дагестана якобы потребовали от мигрантов из Средней Азии платить им налог в размере 10% от заработной платы за работу. Мигранты отказались и дали отпор, в результате чего началась драка с применением арматуры, палок, холодного и огнестрельного оружия. Люди, приезжавшие на кладбище хоронить умерших близких и родственников, были вынуждены ждать окончания побоища за территорией заведения.
«На сегодняшний день задержаны и доставлены в органы внутренних дел 112 участников инцидента. При дактилоскопировании задержанных установлено, что некоторые из них значатся под другими именами, 12 не имели документов, 15 нарушили миграционное законодательство. Продолжаются задержания участников конфликта», — заявила руководитель пресс-службы ГУ МВД России по г. Москве Софья Хотина.
Как сообщал Sobesednik.ru, на месте конфликта были найдены автомат Калашникова, 51 стреляная гильза различного калибра, кастеты, ножи, топоры, а также палки и куски арматуры. Глава столичной полиции Анатолий Якунин распорядился, чтобы правоохранители проверили все 78 кладбищ Москвы на предмет наличия нарушений в финансово-хозяйственной деятельности и миграционного законодательства. Возбуждено уголовное дело по статьям 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой по предварительному сговору»), 222 УК РФ («Незаконный оборот огнестрельного оружия») и 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).
Sobesednik.ru разбирался в причинах побоища на Хованском кладбище и реакции правоохранителей с бывшим депутатом Госдумы и полковником ФСБ в запасе Геннадием Гудковым:
— Говорит ли этот конфликт о возвращении разборок в стиле 90-х?
— Конечно, говорит. Это отмечается тем, что огромное количество российских граждан сегодня поучаствовало в различных военных конфликтах, военных операциях. При этом все было на уровне полувоенных, полубандитских формирований. Естественно, бесконтрольный оборот оружия, взрывчатки и так далее сейчас породил огромную волну преступности. Мы видим только верхушку айсберга — только резонансные преступления. А вообще количество жестоких убийств, разбоев, ограблений, преступлений с применением оружия резко возрастает. И эта тенденция, к сожалению, стремится к развитию. Сколько людей прошло Донбасс, Луганск, сколько там оружия через границу моталось, начиная от стрелкового оружия, гранат, кончая чуть ли не танками. Конечно, там огромное количество неучтенного оружия образовалось.
— Появилась информация, что полиция знала о возможной потасовке и даже охраняла кладбище несколько дней. Как они могли допустить конфликт, если заранее готовились к нему?
— Думаю, что полиция ничего не знала, проспала. Полиция сейчас занята другими вещами — она свои отчеты приводит в порядок. Они не занимаются работой как таковой. Я несколько раз обращался к руководству полиции и в бытность свою депутатом, и после по ряду заявлений о преступлениях. Никакой реакции абсолютно. У них другие приоритеты, задачи — то ли отчетностью заняты, то ли коммерческими делами.
Нельзя сказать, что вся полиция не работает — есть нормальные люди, следователи, но в целом, как система она очень серьезно недорабатывает. Поэтому думаю, что они ситуацию упустили, а когда уже образовалась толпа, стали подразделения подгонять, оказалось, что не все так хорошо, как на разгоне митингов и манифестаций. В телевизоре все хорошо показано, как замечательно работает полиция, а когда надо было быстро мобилизоваться, перебросить подразделения, быстро локализовать, у нас таких сил нет.
Пострадали 25 человек, трое погибли. Думаю, что будет больше. Это очень вызывающая уличная разборка. Таких прецедентов мало, а главное, что могло погибнуть и больше людей. Серьезный прокол.
— Сообщают, что ОМОН охранял территорию вплоть до утра 14 мая.
— Как это: сначала охраняли, а потом уехали? Детский сад. Кого они охраняли несколько дней?
— По словам полицейских, у них была информация о возможных столкновениях, но утром 14 мая они уехали с дежурства.
— Значит, у них вообще никакой информации нет, никаких источников, никакого владения оперативной ситуацией. Чего-то слышали звон, а не знают, где он. Извиняюсь за выражение, никто им не «стукнул». Им же нужен был хотя бы час, чтобы мобилизоваться, а у них и этого часа не было.
[:image:]
— Полицейские рассказывали, что на кладбище стали приезжать ближайшие наряды ППС, но их было всего несколько человек и они просто не стали влезать в побоище, а ждали подкрепления.
— Понятно, когда 400 человек между собой разбираются, тяжело. Тем не менее, там есть методы рассечения толпы, они проходят их в своих ОМОНах, очень хорошо они применяются на демонстрантах. Гораздо хуже, как мы видим, там, где надо рассечь толпу. Хорошо не затоптали никого, могли бы и затоптать.
Всеобъемлющая коррупция
— Кладбище входит в состав Государственного бюджетного учреждения (ГБУ) города Москвы «Ритуал», которое, в свою очередь, находится в ведении столичного Департамента торговли и услуг. Как вообще возможно, чтобы на госпредприятии мог иметь место такой бандитизм и настоящая криминальная разборка?
— У нас вся страна криминальная. Чем кладбище отличается от рынка или от крупной строительной площадки? У нас полно мигрантов, накапливаются годами противоречия, избивают и грабят каждый день — и ничего. Такое могло произойти на стройке, между фанатами, да между кем угодно в любом парке.
— Но стройки чаще всего частные, а Хованское кладбище управляется государством. Тем более принято считать, что похоронный бизнес очень прибыльный и за ним стоят большие люди с большими связями. Получается, что на госпредприятие «наехали» люди с еще большими связями?
— Это просто передел неучтенных доходов. Я считаю, что у нас в столице чрезвычайно процветает кавказская преступность при полном попустительстве МВД. У меня есть фактическое подтверждение своим словам. К сожалению, есть ощущение, что МВД старается вообще не связываться с кавказцами — накладно, хлопотно.
— Почему хлопотно?
— Многие из них коррумпированы, они платят. Это серьезная работа, там работать надо, там риски.
В свое время мою помощницу избили два или три кавказца, губу ей разбили, графин в нее швырнули, она в больницу попала. Вы думаете, кого-то нашли? Хотя все их знали. Кого-то задержали, кого-то привлекли к ответственности? Никого и не искали. Потому что кафе оплачивает дань местным властям, местному отделению, и никто не ищет. Еще пример: в Касьянова влепили тортом. Есть машина, есть видеозапись — кого-то задержали? Нет. Они наглеют, откупаются. Решили, что все могут, решили прихватить доходы на кладбище, приехали туда, а им оказали сопротивление.
— Оказали сопротивление сами гастарбайтеры, которые работают на кладбище не как штатные сотрудники, а частным образом, напрямую с клиентами...
— Это называется «коррупция». Думаете, они работают сами по себе, ни с кем не делятся? У нас вся государственная машина поражена коррупцией — почему вас удивляет, что на госпредприятии «черный нал»? У нас сплошной черный нал, а на государственных предприятиях самые большие масштабы хищений и воровства. Так и напишите. Поэтому на них мафия и вьет свои гнезда. Есть и «беловоротничковая» масштабная преступность. Откуда, вы думаете, многомиллиардные состояния образуются рядом с госкомпаниями?
[:image:]
Миграционная проблема и «неучтенные» приезжие
— Замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьев из партии КПРФ уже предложил ужесточить трудовые визы для мигрантов. Насколько введение таких мер позволит избежать подобных конфликтов?
— Не поможет. Госдума не лечит болезнь, а запрещает ее. Давайте сейчас придумаем закон, чтобы запретить грипп в России, простуду, туберкулез. Давайте еще что-нибудь запретим.
— Депутат объясняет свою инициативу тем, что в условиях кризиса приезжие, получив необходимые документы, могут попросту скрыться и примкнуть к криминальным структурам.
— Потому что у нас страна коррумпированная. Никакие бы этнические группировки не существовали бы, если бы они не платили бы взятки МВД, участковым, миграционным службам и так далее. Я уверен: участковые всех знают, у них все на учете и им платят. Нелегальное пребывание мигрантов объясняется тем, что они вынуждены платить оброк, и всем это выгодно. Все мигранты на самом деле учтены — все это полная чушь, что они не учтены: все поголовно платят.
— То есть они учтены не миграционными службами, а, условно говоря, участковыми?
— Учтены теми, кто получает с них деньги. Не только участковые, а вся государственная система, которая получает с них деньги: администрации, которых их нанимают, контролирующие организации и так далее.
— Но во вчерашнем побоище на этих мигрантов напали якобы выходцы из российских регионов Кавказа. К ним какие меры могут применить?
— Ничего нельзя сделать, если не работать. Что вы будете с ними делать, если они творят что хотят?
Кто-то может, конечно, закрыть глаза и сказать, что Немцова убили правильно, потому что он против Путина выступал, или не искать тортометателей. А когда не ищут тортометателей, убийц Немцова, то можно ведь и не искать других. Чего напрягаться-то? Поэтому кавказские этнические группировки сейчас представляют собой, на мой взгляд, одну из наиболее опасных (хотя они разные есть) и разнузданных этнических группировок при частичном попустительстве властей. Целая масса причин этому, но, по большому счету, главная причина — коррупция. Многие должностные лица из любых проблем России извлекают только одну пользу — для личного кармана.
Всеохватная коррупция
— Это на высоком уровне, политическом. А на низовом?
— Ничего подобного — начиная с низового уровня: когда задерживают преступника, а он откупается, когда проверяют паспорт, а человек откупается, когда снимают квартиру без документов. Какая там коррупция на высшем политическом уровне? Нет, понятно, что она начинается с верхов, но главное, что она имеет обыкновение докатываться до низов и становиться массовой. В России так и есть — верхи воруют по-крупному, а низы «щиплют» мигрантов, всяких криминальных элементов. Все при деле. Народ страдает — но причем здесь народ? Видимо, считают: пусть страдает, лишь бы не свергал власть, все остальное вытерпит.
— Если берет взятки генерал, то почему не может взять рядовой? Он же видит все, понимает.
— Во многих подразделениях берет рядовой сотрудник часть кладет себе в карман, а часть несет начальнику. Не слышали о таком принципе разделения труда? Все повязаны, называется «круговая порука».
— Может, не трогают выходцев с Кавказа, чтобы не связываться с тамошними региональными руководителями? Например, с Кадыровым и его гвардией?
— Не думаю. Хотя когда начинаешь глубоко копать, обязательно выходишь на серьезных должностных лиц на Кавказе. Это частично.
Скорее потому, что откупаются и с ними хлопотно. Одно дело каких-нибудь бабок на рынке поймать и поставить галочку, другое дело — ловить людей с оружием, которые могут оказать сопротивление, порезать. Это же намного сложнее и рискованнее. Зачем напрягаться, если можно статистику сделать за счет обычных граждан.
— Летом 2013 года на рынке в московском районе Матвеевское полицейскому нанесли тяжелые увечья, после чего столичные правоохранители устраивали многочисленные рейды и зачистки на рынках. Значит, могут тронуть всех, когда захотят?
— Ну устроили, показали — на этом все закончилось. Нет системной работы, нет честности. Есть отдельные люди, которые работают честно, а система наполовину сгнила — она не может адекватно отвечать на угрозы.
— Может ли повториться подобная история или все же будут учтены уроки?
— Странный вопрос. В Бирюлево была история, на Манежной была история. Конечно, может повториться, и повторится еще не раз.
— Все-таки у нас есть теперь Нацгвардия.
— Бросьте вы. Нацгвардия создается не для этих целей. Я уверен, она будет заниматься оппозицией и подавлять голодные бунты. Которые не за горами.
[:wsame:] [:wsame:]