Автор расследования об офшорах: Путин и Порошенко, по сути, близнецы-братья
Sobesednik.ru обсудил с автором расследования об офшорах полный список панамских компаний и его значение для политики
Sobesednik.ru обсудил с автором расследования об офшорах полный список панамских компаний и его значение для политики.
9 мая Международный консорциум журналистов-расследователей открыл публичный доступ в полную базу данных «Панамских документов». Любой желающий может узнать, какие государственные деятели, знаменитости или бизнесмены связаны с офшорными компаниями.
Один из авторов расследования о панамских офшорах, журналист Роман Шлейнов рассказал Sobesednik.ru, стоит ли ждать новых документов:
— Опубликованная база данных — это вся информация об офшорах или стоит ждать чего-то еще?
— Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) посчитал нужным поместить в публичный доступ то, что мы видим. Теперь любой человек может сам все это изучить по фамилиям, по компаниям, по разным странам.
[:image:]
Журналисты, общественные деятели и активисты могут посмотреть, связаны ли с офшорами чиновники, политики, топ-менеджеры госкомпаний. И кто стоит за какой-нибудь совершенно непрозрачной компанией, о владельцах которой раньше ничего не было известно. С определенной долей вероятности, ее владельцев можно найти в этой опубликованной базе.
— Почему информация об офшорах появилась вся не сразу? Ведь сначала появилась публикация об офшорах лишь некоторых высокопоставленных лиц, в том числе приближенных к Путину…
— В базе тысячи фамилий. Мы интересовались статусными людьми, которые, по идее, не должны иметь офшоров. Меня, как и моих коллег, по большей части интересовали государственники: топ-менеджеры госкомпаний, чиновники, окружение первого лица — это самые интересные люди. Когда Владимир Путин с 2011 года обращается к обычным бизнесменам с просьбой выйти из офшоров, довольно странно, что в офшорах сидит его окружение. Мне было интересно это сопоставить.
— Вы планируете продолжать расследовать связь высокопоставленных лиц с офшорными компаниями?
— Разумеется, мне это интересно. Возможно, мы что-то упустили, всякое бывает.
— Опубликованные документы могут как-то повлиять на политическую ситуацию?
— Я не думаю, что это как-то повлияет на политическую обстановку в России, это вряд ли.
[:image:]
— А в других странах?
— Мы видим, что происходит в других странах, — премьер Исландии подал в отставку. С серьезной критикой столкнулся премьер Великобритании. Там все очень динамично. Достаточно серьезные вопросы общество и парламенты задают руководителю страны. Представить такое у нас, — чтобы Государственная дума стала задавать вопросы Путину, — это достаточно сложно. Мы видим, во что превратилась Государственная дума. Ну что от нее ждать?
— На Украние Порошенко активно пытается остановить расследования офшоров. Как по-вашему, там опубликованные данные как-то на правительство повлияют?
— Дело в том, что Порошенко точно такой же, как и наши чиновники — они примерно из одного мира. Я не думаю, что украинский чиновник чем-то отличается от нашего. Увы, они ведут себя почти одинаково. Российские и украинские чиновники, российские и украинские лидеры — они, по сути, близнецы-братья. Они одинаково реагируют на критику.
Что Путин говорил, что все это атака со стороны Запада, что Порошенко, когда вышел на публику где-то в США, заявил, что западная пресса его атакует, правда, он это сказал не по поводу офшорного скандала, но суть реакции на критику была совершенно одинакова. Российские и украинские чиновники очень похожи друг на друга, может, поэтому они в мире жить не могут.
— Как вы считаете, для большинства людей опубликованные данные стали неожиданностью?
— Все всё понимают. Но одно дело просто понимать, что многие наши государственники имеют офшоры. А другое — видеть конкретные факты и имена.
[:wsame:][:wsame:]