Дмитрий Глуховский: Спасибо партии и правительству, что опять обобрали нас
Писатель Дмитрий Глуховский объяснил Sobesednik.ru, почему для своей новой книги выбрал фигуру Исаака Бабеля
Писатель Дмитрий Глуховский объяснил Sobesednik.ru, почему для своей новой книги выбрал фигуру Исаака Бабеля.
4 марта в доме книги «Москва» на Воздвиженке писатель Дмитрий Глуховский прочел лекцию о жизни и творчестве Исаака Бабеля. Слушателей собралось немало: сегодня интеллектуальный досуг становится все популярнее. После лекции Дмитрий Глуховский ответил на вопросы Sobesednik.ru.
– Как вы думаете, почему сейчас стали так популярны лекции на серьезные, но вряд ли полезные для жизни темы?
[:rsame:]
– Кризис. Кончилось время экстенсивного развития, кончилась наша потребительская лихорадка вместе с деньгами, которые кончились и у нас с вами, и у всей страны. Нет больше денег на внешний лоск, пора вспомнить о внутреннем мире. Приходит время интенсивного развития – самосовершенствования. Это как в советские времена, когда на каждой коммунальной московской кухне велись разговоры о новых спектаклях Любимова. Спасибо партии и правительству, что опять обобрали нас – бреши в материальном мы заделаем вынужденной духовностью. Темы тут и не важны. Наоборот, чем дальше от земли, чем возвышенней – тем и слаще.
– Почему именно Бабель?
– Он был одним из первых новых подлинно советских писателей: и его темы (прославившая его «Конармия»), и его ослепительный стиль, который можно сравнивать только со стилем Платонова, сделали его в литературе тем, чем Маяковский был в поэзии. Бабель был интеллигентом, пошедшим ради понимания кровавой новой жизни в кавалерию и в ЧК, увидевший изнанку жизни и власти.
Писатели и поэты, режиссеры кино и театра были нужны новой большевистской власти. Власть соблазняла их для того, чтобы они от ее лица соблазняли народ, и главным образом мыслящую городскую прослойку. В умах интеллигенции и народа при помощи писателей и режиссеров воздвигался советский миф, новый мир, каким его хотели показывать людям большевики, а воспоминания о старом мире вытирались и заменялись.
[:image:]
История отношений писателей и власти в России – это еще и история того, почему и как святые продавали дьяволу души. Как путали сатану со святым духом. Почему и чем соблазнялись, как приучали себя не видеть зла.
Русский писатель и сам хорошо понимает литературоцентричность политической и общественной жизни в нашей стране. И его притязания, конечно, больше, чем спецпаек или дача в Переделкино. Нет, русский писатель сам жаждет власти над умами. Он сам противопоставляет себя царям, соперничая с ними. И чтобы соблазнить пророков, царям приходится приглашать их во власть – или ко власти, приближая к себе.
И вот из-за этой писательской функции, какой она тогда была и какой она стала сейчас, Бабель мне особенно интересен. Он прошел через все ступени соблазна, он душу дьяволу отдавал, поступая на службу в ЧК, и он был этим дьяволом затребован и сожран в 1940 году. Его семье еще 10 лет после расстрела лгали, что он жив, а его бесценный архив с несколькими неопубликованными шедеврами сгинул навеки в архивах КГБ. Интересная судьба. Есть на чем учиться многим современным писателям. Времена повторяются ведь.
[:wsame:]