Дмитрий Глуховский: Спасибо партии и правительству, что опять обобрали нас

Писатель Дмитрий Глуховский объяснил Sobesednik.ru, почему для своей новой книги выбрал фигуру Исаака Бабеля

Фото: Дмитрий Глуховский // Андрей Струнин / «Собеседник»

Писатель Дмитрий Глуховский объяснил Sobesednik.ru, почему для своей новой книги выбрал фигуру Исаака Бабеля.

4 марта в доме книги «Москва» на Воздвиженке писатель Дмитрий Глуховский прочел лекцию о жизни и творчестве Исаака Бабеля. Слушателей собралось немало: сегодня интеллектуальный досуг становится все популярнее. После лекции Дмитрий Глуховский ответил на вопросы Sobesednik.ru.

– Как вы думаете, почему сейчас стали так популярны лекции на серьезные, но вряд ли полезные для жизни темы?

[:rsame:]

– Кризис. Кончилось время экстенсивного развития, кончилась наша потребительская лихорадка вместе с деньгами, которые кончились и у нас с вами, и у всей страны. Нет больше денег на внешний лоск, пора вспомнить о внутреннем мире. Приходит время интенсивного развития – самосовершенствования. Это как в советские времена, когда на каждой коммунальной московской кухне велись разговоры о новых спектаклях Любимова. Спасибо партии и правительству, что опять обобрали нас – бреши в материальном мы заделаем вынужденной духовностью. Темы тут и не важны. Наоборот, чем дальше от земли, чем возвышенней – тем и слаще.

– Почему именно Бабель?

– Он был одним из первых новых подлинно советских писателей: и его темы (прославившая его «Конармия»), и его ослепительный стиль, который можно сравнивать только со стилем Платонова, сделали его в литературе тем, чем Маяковский был в поэзии. Бабель был интеллигентом, пошедшим ради понимания кровавой новой жизни в кавалерию и в ЧК, увидевший изнанку жизни и власти.

Писатели и поэты, режиссеры кино и театра были нужны новой большевистской власти. Власть соблазняла их для того, чтобы они от ее лица соблазняли народ, и главным образом мыслящую городскую прослойку. В умах интеллигенции и народа при помощи писателей и режиссеров воздвигался советский миф, новый мир, каким его хотели показывать людям большевики, а воспоминания о старом мире вытирались и заменялись.

[:image:]

История отношений писателей и власти в России – это еще и история того, почему и как святые продавали дьяволу души. Как путали сатану со святым духом. Почему и чем соблазнялись, как приучали себя не видеть зла.

Русский писатель и сам хорошо понимает литературоцентричность политической и общественной жизни в нашей стране. И его притязания, конечно, больше, чем спецпаек или дача в Переделкино. Нет, русский писатель сам жаждет власти над умами. Он сам противопоставляет себя царям, соперничая с ними. И чтобы соблазнить пророков, царям приходится приглашать их во власть – или ко власти, приближая к себе.

И вот из-за этой писательской функции, какой она тогда была и какой она стала сейчас, Бабель мне особенно интересен. Он прошел через все ступени соблазна, он душу дьяволу отдавал, поступая на службу в ЧК, и он был этим дьяволом затребован и сожран в 1940 году. Его семье еще 10 лет после расстрела лгали, что он жив, а его бесценный архив с несколькими неопубликованными шедеврами сгинул навеки в архивах КГБ. Интересная судьба. Есть на чем учиться многим современным писателям. Времена повторяются ведь.

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика