"Facebook в Китае может повторить российский сценарий"
Sobesednik.ru узнал у интернет-эксперта, стоит ли Facebook надеяться на возвращение соцсети на территорию Китая
Sobesednik.ru узнал у интернет-эксперта, стоит ли Facebook надеяться на возвращение соцсети на территорию Китая.
7 февраля создатель соцсети Facebook Марк Цукерберг в своем Facebook разместил видеопоздравление с китайским новым годом. На видео он вместе со своей женой и новорожденным ребенком. Супруги произносят слова поздравления на китайском языке.
Однако соцсеть Цукерберга в Китае заблокирована. На сегодняшний день на территории КНР успешно действуют собственные интернет-сервисы и соцсети.
Sobesednik.ru связался с ведущим аналитиком «Регионального общественного центра интернет-технологий» Урваном Парфентьевым и выяснил, почему Китай не пускает на свой IT-рынок иностранные интернет-компании и возможна ли разблокировка Facebook в КНР.
— Значит ли неожиданное поздравление Цукерберга на китайском языке, что Facebook хочет завоевать аудиторию китаеязычных пользователей?
— Сложно сказать. Дело в том, что китайская диаспора достаточно многочисленна за пределами КНР. Они достаточно замкнуты. Они не утратили своей идентичности. Кроме того, помимо Китая есть еще Тайвань, который обладает собственной государственностью.
— Почему Китай не пускает на свою территорию соцсети?
— Тут вопрос скорее касается ведомств КНР — усматривают ли они определенные угрозы в их использовании на своей территории. Важную роль играет и взаимодействие китайских регуляторов с руководством соцсетей в вопросе прекращения оборота того контента, который нежелателен для Китая. Еще важно взаимодействие с правоохранительными органами в вопросе раскрытия преступлений, которые совершаются на территории КНР при помощи соцсетей.
— А китайский рынок информационных технологий привлекателен для инвестиций?
— Китай — это второй по величине экономический рынок. Экономика сейчас стремительно компьютеризируется. Сложность для инвесторов состоит в том, что Китай сейчас старается осуществлять в рамках IT-рынка стратегию импортозамещения. Стараются предлагать собственные сервисы, охватывать свою территорию национальными коммуникационными продуктами.
— Как иностранные интернет-компании могут попасть на китайский рынок?
— Вход на китайский IT-рынок зависит от двух вещей. Во-первых, это экономические возможности компаний занять определенную нишу. Во-вторых, это согласие регулятора. Регулятор решает, есть ли угроза национальной экономике от того, что какой-либо сервис будет присутствовать на территории КНР.
— В РФ сейчас тоже активно внедряется стратегия импортозамещения на IT-рынке. Говорит ли это о сближении российского и китайского рынка информационных технологий?
— Хороший вопрос. В России система импортозамещения специфическая. Все-таки Facebook пришел к нам после того, как прошел «бум соцсетей», отгремели все войны между соцсетями. То есть в России сформировалась к этому моменту уже четкая аудитория соцсетей. Отобрать аудиторию у «ВКонтакте» и «Одноклассников» Facebook не смог, поэтому на сегодняшний день в России он остается нишевой зоной.
[:image:]
— А сама КНР заинтересована в приходе на ее территорию иностранных интернет-компаний и соцсетей?
— Применительно к соцсетям может оказаться та же ситуация, что и с поздним приходом Facebook в Россию. Пользователи могут выражать абсолютную лояльность национальным соцсетям, и заманить аудиторию Facebook может и не смочь. Это касается не только соцсетей. Если мы возьмем интернет-магазины, то китайцам вполне хватает национального продукта. Товар, который заказывают китайцы, будет произведен в КНР.
— А как бы вы оценили уровень развития IT-рынка в Китае?
— Китай очень серьезно относится к развитию IT-рынка. Там отдают себе отчет в том, что делать, чтобы быть в тренде и соответствовать мировому уровню технологическому развития.
— И все-таки — возможно ли снятие запрета на Facebook в КНР?
— Этот вопрос в китайской системе является очень специфическим. Если Китай и допустит соцсети, то только при условии адекватного взаимодействия. Власти хотят следить за тем, как соблюдают пользователи национальное законодательство. Главная задача государства — не допустить, чтобы на территорию Китая просочилась та или иная информация, которую не считают нужным допустить. А правоохранительные органы хотят получить установочную информацию от руководства соцсетей, если будет совершено какое-то правонарушение. С Facebook это не отработано. Западные интернет-компании уже сталкивались с этими проблемами.
[:wsame:][:wsame:]