Как 62-летний Икар-самоучка взлетел, разбился и снова рвется в небо

Sobesednik.ru побывал в гостях у жителя Липецкой области, который собрал в гараже самолет и облетел родную деревню

Фото: Соседи Колесника назвали аппарат Икаром // Стоп-кадр

Sobesednik.ru побывал в гостях у жителя Липецкой области, который собрал в гараже самолет и облетел родную деревню.

62-летний Александр Колесник из липецкой деревни Воейково построил у себя в сарае самолет и облетел на нем окрестные деревни. Полет, правда, закончился авиакатастрофой, но пенсионер выжил. Недавно Икар, как окрестили его односельчане, вышел из больницы с намерением снова подняться в небо.

«Будто стоишь над миром»

Александр Колесник шутит, что сейчас может находиться только в двух положениях: либо горизонтальном – на кровати, либо вертикальном – на костылях. У летчика-самоучки двойной перелом бедра.

17 сентября прошлого года пенсионера Колесника обнаружили на кукурузном поле летчики воронежской поисково-спасательной базы, которые с воздуха заметили его летательный аппарат. За сутки до этого Александр Иванович совершил свой первый полет, облетев 8 окрестных сел и деревень на скорости 60 километров в час. Он бы, может, и приземлился успешно, но закончился бензин: Колесник так увлекся, что забыл про запас топлива.

Самолет он строил сам – четыре года. А мечту о небе ему, равно как в греческом мифе о Дедале и Икаре, привил отец.

[:rsame:]

– Он плотник был, брал меня с собой на крыши, – вспоминает Колесник. – А оттуда такие пейзажи! Сверху-то все по-другому видно. Будто ты стоишь над м­иром.

В 6 лет Колесник «собрал» самый первый самолет. Сбил две доски и стал рулить воображаемым рулем. Отец дал хворостиной за порчу материала, но любовь к авиации не отбил. В пятом классе на уроках труда Колесник сделал первую модель самолета.

В летное училище после школы он не пошел. Во-первых, плохо шла математика, во-вторых, любил рисовать. Александр Иванович выучился на учителя ИЗО в Липецком педагогическом институте и переехал в село Воейково к супруге Евгении Ивановне. Поскольку в сельской школе кадров не хватало, он работал еще учителем музыки и труда. В семье родился сын.

– Сыну было 15 лет, когда мы с ним смотрели журнал и нашли модель самолета «Арго-02», – вспоминает Колесник. – Его двое самоучек из Тверской области придумали и сделали расчеты. Мы с ним очень хотели собрать этот самолет и полететь. Но были 90-е годы, денег не было.

Сын Колесника умер через три года от лейкемии. Вот тогда Александр Иванович и решил, что обязательно полетит – за двоих.

«Ну всё, Вань, я полетел»

Когда началось строительство самолета, Колесник был уже на пенсии. Но со свободным временем все равно было туго – у семьи скотина и огород, а кроме того, Александр Иванович возглавляет местный краеведческий музей, единственным сотрудником которого является. Самолетом приходилось заниматься ночами.

[:image:]

В Воейково и окрестностях все знают: если что-то нужно починить или смастерить, надо просить Александра Ивановича. Он сам провел в дом газ, сам собрал мебель, а потом – трактор и мельницу. Винт для своего самолета Колесник сделал из сосны. Финскую авиационную фанеру для корпуса и крыльев друг нашел для него на московской базе. Он же помог с полиэфирной тканью – ею обтягивается каркас самолета. Руль-рычаг Колесник смастерил из рамы от велосипеда «Орленок». Единственное, что пришлось купить – это итальянский двигатель в 102 лошадиные силы. Сколько он стоит – тайна.

– Жена обидится, если узнает, – объясняет Колесник.

Однако сконструировать самолет – одно дело, другое – уметь летать. Азам управления Колесник учился у знакомых в Ельце, которые ведут специальные курсы. На занятия он, правда, не ходил, просто летчики пару раз взяли его с собой полетать.

– Посадку и взлет мне делать, конечно, не разрешали, а ручку в воздухе подержать – это да, – рассказывает он. – Я один раз полчаса летал. Замерз страшно.

В среднем налет Колесника составил часа два, но он решил, что достаточно. Сначала ездил на собственном самолете за деревней, потом стал делать подлёты – чуть приподнимется над землей и сядет...

16 сентября стояла теплая солнечная погода. Пенсионер погрузил самолет в прицеп автомобиля и пошел на кладбище.

– К сыну пришел на могилу и говорю: «Ну всё, Вань, я полетел», – вспоминает Александр Иванович и плачет.

«Я еще полечу»

Стартовал Колесник с поля у деревни Березовка. Больше Александр Иванович ничего не помнит. Он пришел в себя уже на земле, но сдвинуться с места не мог – зажало в кабине. На следующий день пенсионера нашли спасатели. Евгения Ивановна Колесник подняла на ноги односельчан и МЧС, когда муж не вернулся.

– Меня когда освобождать стали, воткнули в крыло нож, – рассказывает пенсионер. – Как будто в меня его всадили. Говорю им: «Ребята, пожалуйста, самолет не трогайте». Мне хотелось, чтобы он сохранился. Ну, дурак!

Колесника отвезли в сельскую больницу, где ему прооперировали бедро. Тем временем односельчане отволокли разбитый самолет обратно в сарай. Несколько месяцев летчик пролежал в больничной палате на вытяжке и только в конце декабря вышел. Все его, конечно, называют Икаром, но он не обижается.

– Разве все летают?! – пожимает он плечами. – А Икар полетел. Он взял и придумал, как это сделать, добился своего. И увидел солнце.

Сейчас Колесник лежит дома и пишет рассказы. Это еще одно его увлечение – тоже с детства, как и мечта о небе.

– Детство – это то, что нас держит, – размышляет он. – Оттуда все самые лучшие воспоминания. Потому что дальше свадьба – и всё, конец счастливой жизни.

Он вообще оптимист и после всего сожалеет лишь о том, что не рассчитал бензин, не долетел, упал и ничего не запомнил. Ну и что музей стоит закрытым столько времени. Его Колесник тоже создал своими руками – привел в порядок полуразрушенное здание, которое выделила администрация, сам собирает экспозицию.

[:image:]

– Спрашиваю вещи у знакомых, – рассказывает он. – Хожу по заброшенным деревням. У меня чего только нет: одежда, фотографии, колокольчики, безмены...

Есть даже долбленый челн допетровских времен. Со временем появится еще один экспонат – самолет, но это потом.

– Я еще на нем полечу, – говорит Александр Иванович. – Я сейчас себя на 35 лет ощущаю.

И ведь полетит. Итальянский двигатель после падения остался цел и невредим, а все остальное, как говорит Колесник, он сделает снова.

/Кто еще?
Сделано в хрущевке. Собрано с умом

Преодолеть 40 километров на самодельном самолете, как это сделал Александр Колесник, – хороший результат. В истории «самодельной» авиации были и другие примеры.

Новосибирск. Десять лет назад 80-летний Юрий Тайченачев собрал самолет в своей трехкомнатной хрущевке. Материал искал по свалкам и гаражам, в качестве двигателя использовал мотор от снегохода «Буран». Перед испытаниями конструктор спустил самолет через окно – корпус и крылья отдельно. Первый полет был успешным: Тайченачев пролетел на своих «крыльях» 25 метров. Вроде немного, но специалисты в области авиации дали разработке новосибирца высокую оценку.

Грязовец. Токарь из городка в Вологодской области Михаил Верещагин тоже собрал самолет своими руками. Летал Верещагин на высоте пятиэтажного дома без падений, но говорит, что одному самолетом управлять было тяжело, поэтому он переделал его в моторный параплан.

Дзержинск. Бывший авиамоделист Сергей Хвалин с полетами завязал, но от скорости не отказался. Благодаря навыкам конструирования Хвалин, который увлекается лыжами, смастерил пропеллер, который позволяет ему мчаться по лыжне буквально на всех парах.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика