Осужденные тратятся, а ФГУПы – зарабатывают
Заключенные не перестают жаловаться на некачественные и дорогие продукты, которые они вынуждены покупать в магазинах исправительных учреждений, а также на недоступность телефонной связи
Заключенные не перестают жаловаться на некачественные и дорогие продукты, которые они вынуждены покупать в магазинах исправительных учреждений, а также на недоступность телефонной связи.
Дефицит продуктов?
Жизнь в колониях, как известно, не сахар. Однако помимо тех серьезных проблем, которые постоянно встречаются на «зоне» (избиения, коррупция и так далее), в последние годы все больше заключенных беспокоит отсутствие элементарных продуктов питания и товаров первой необходимости.
— Ко мне постоянно обращаются осужденные и те, кто находится под следствием. Конечно, проблем у них хватает, но очень много жалоб поступает относительно качества продуктов, которые они вынуждены покупать через интернет-магазины ФСИН. А вы видели цены на эти продукты? Например, два болгарских перца стоят 180 рублей! И это при том, что продуктов первой необходимости (капуста, морковь) зачастую вообще нет. А этим летом практически не было и сезонных овощей и фруктов. Я уже не говорю о том, что эти продукты приходят в исправительные учреждения испорченными. И все это — из-за монополизации, — рассказывает «Собеседнику» активист организации по защите прав заключенных «Гулагу.НЕТ» Инна Жоголева.
Действительно, на сайте, через который заключенные могут купить себе все необходимое, цены отнюдь не низкие, да и выборне велик. Так, к примеру, ФГУП «Калужское» в разделе «овощи-фрукты» предлагает следующий ассортимент: лук, чеснок, консервированный зеленый горошек и сахарную кукурузу, имбирь, болгарский перец, киви, апельсины и лимон.
Перестройка
А все началось с января 2014 года, когда продукты на «зону» начали поставлять не предприниматели, а государственные ФГУПы, которые подчиняются ФСИН и курируют конкретные федеральные округа.
Поясню. Дело в том, что раньше товары и услуги для заключенных предприниматели предоставляли самостоятельно — кто как договорится с каждым исправительным учреждением. Коммерсанты сами несли ответственность за свой товар: и за ассортимент, и за цену, и за качество. Но с 2014 года порядок изменился, теперь поставщики заключают договора с ФГУПами, которые отныне и занимаются снабжением СИЗО и ИК. И, похоже, эти ФГУПы ни за что отвечать не хотят.
От такой «реформы» пострадали не только осужденные, но и поставщики товаров. Коммерсанты жалуются: система должна была стать более прозрачной, на деле же — стало труднее работать. В частности — с ФГУП «Калужское».
Устранение «лишних»
Под ФГУП «Калужское» сначала был только Центральный федеральный округ РФ, но со временем предприятие захватило и другие регионы: Краснодарский и Пермский края, Адыгею, Чувашию, Удмуртию, Башкортостан и так далее.
Самое интересное, что вместе с расширением зоны своего влияния ФГУП стал проявлять удивительные странности в отношении с давними и давно зарекомендовавшими себя поставщиками, и с 2015 года ФГУП «Калужское» ФСИН России отказалось продлевать договоры с некоторыми прежними партнерами.
В частности, договора были расторгнуты с ООО «Спецпродукт», ООО «Юник-Альянс», ООО «Универсклад», которые раньше работали на рынке товаров и услуг для заключенных в Москве. Эти компании принимали заказы и доставляли их до СИЗО. Там уже «посылки» разносили по адресатам сотрудники ФСИН. Между прочим, за эту услугу компании перечисляли в бюджет учреждений ФСИНа до 23% от прибыли.
Однако с января этого года ФГУП «Калужское» отказалось продлевать договора с этими партнерами и начало работать с платежным агентом ООО «Интакс» без проведения каких-либо конкурентных процедур. Фактически произошла монополизация этого рынка, на что не могла не обратить внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
ФАС на Вас
В апреле этого года, заподозрив ФГУП «Калужское» в ограничении конкуренции на рынке реализации товаров для нужд заключенных Москвы и области, ФАС посоветовала директору ФСИН — во избежание санкций — обеспечить доступ хозяйствующих субъектов на рынок товаров для заключенных путем установления прямых договорных отношений между поставщиками и СИЗО, как это было ранее. Но этого не произошло, и 17 декабря в ФАС прошло заседание по этому делу.
— О том, что нас вызывают на заседание по иску «Спецпродукта», нам даже уведомления не пришло — из главка сообщили, — жалуется директор ФГУП «Калужское» Андрей Мухетдинов. — Туда же пригласили и представителя «Спецпродукта». А этот человек раньше входил в ОНК (общественную наблюдательную комиссию) по Калужской области, а сейчас представляет интерес двух коммерческих организаций. Вообще мы занимаемся танцами с волками. У нас в 2014 году было две проблемные организации: «Универсклад» и «Спецпродукт». На данный момент мы с ними судимся — они нам не оплатили оказанные услуги, и на 2015 год я с ними договоры не продлил. У «Универсклада» мы выиграли порядка 14 млн рублей, но за это время они успели переоформить предприятия, и теперь нам не с кого взыскивать убытки. А со «Спецпродуктом» у нас до сих пор идут суды.
Пока результаты заседания не известны. Однако и так все ясно: жалоб на то, что ФГУП без должного обоснования перекрывает некоторым фирмам доступ на рынок, немало.
Связи.нет?
По словам правозащитников, наравне с «продуктовым» вопросом заключенные жалуются на недоступность телефонной связи с родственниками: во-первых, звонить дорого, во-вторых, на звонок выделяют всего 15 минут, да и возможность позвонить появляется в среднем раз в 10 суток.
[:image:]
Конечно, часть этих проблем (например, продолжительность звонков установила ФСИН) — издержки специфики учреждений. Все-таки исправительные колонии.
Но что касается стоимости переговоров, то тут уже вопрос к операторам связи, с которыми ФГУП заключает договора. На сегодняшний день ФГУП «Калужское» работает с «Ростелекомом», «Мегафоном», тверским «АТ-консалтингом», тульской «Зонателеком» и другими. Некоторые из этих компаний работали в системе ФСИН еще до «реформы», то есть до прихода ФГУП, некоторые же стали обеспечивать СИЗО и колонии телефонной связью только с 2014 года.
По словам директора ФГУП «Калужское» Андрея Мухетдинова, участки, на которых работают эти операторы, строго распределены: в одном учреждении — один оператор.
— Если в исправительных колониях будут таксофоны нескольких операторов, то и часть проблем осужденных будет решена: появится возможность выбора оператора (через кого дешевле звонить), да и очереди «на звонок» станут двигаться куда быстрее. А между прочим, если у осужденных будет возможность больше общаться с родными, то и количество запрещенных мобильников в СИЗО и ИК уменьшится. Современные технологии, внедряемые нашей компанией, и сбалансированные адекватные тарифы на звонки позволили нам значительно повысить доступность телефонного звонка для осужденного, — рассказал директор по развитию сети «Зонателеком» Дмитрий Пермяков.
К слову, из-за нынешнего разделения между конкурирующими компаниями и ФГУП случаются недопонимания. Например, были случаи, когда производился по сути рейдерский захват имущества уже работающего оператора связи — сотрудники одной операторской компании, имеющей договор с ФГУП «Калужское» ФСИН России, врезали свои таксофоны к телефонным линиям другой, которая уже работала в колонии.
И, не исключено, подобные «конфликты» провоцирует сам директор ФГУП. Так, в распоряжении «Собеседника» оказалось письмо за подписью Андрея Мухетдинова, адресованное руководителю одного из территориальных органов ФСИН, в котором автор предлагает «рассмотреть» установку таксофонного оборудования только одной из этих компаний — тверской. Насколько подобное уместно — большой вопрос, ведь это очень похоже на лоббирование интересов частной компании директором государственного предприятия.
Правда, как сообщили «Собеседнику» в ФАС, вопрос о доступности услуг связи служба пока не рассматривала. Но не исключено, что и по этому пункту к ФГУП возникнет немало вопросов.