Как Россия хоронила сразу двух Рязановых
Sobesednik.ru побывал на прощании с Эльдаром Рязановым, где, помимо слез и боли, увидел неловкость больших чиновников
Sobesednik.ru побывал на прощании с Эльдаром Рязановым, где, помимо слез и боли, увидел неловкость больших чиновников.
Есть Рязанов – режиссер. А есть Рязанов – гражданин. Ирония судьбы в том, что на церемонию прощания в зал Центрального дома литераторов кто-то шел провожать в последний путь сразу двух Рязановых, а кто-то – только одного. Присутствие второго – гражданина – незримо тяготило одних. И вдохновляло других.
Власть прислала венки, Мединского и Голодец
Если вдуматься, это действительно непросто: проститься с Рязановым-режиссером и не заметить уход Рязанова-гражданина. Первый был и остается «в тренде», второй – совершенно нет. Эльдар Александрович активно участвовал в КиноСоюзе, созданном в пику михалковскому Союзу кинематографистов, и Михалков на прощание, где выступали Татьяна Догилева, Лия Ахеджакова, Андрей Смирнов, не приехал вообще.
А весной прошлого года Рязанов не побоялся открыто выступить против российской военной интервенции на Украину (именно в такой формулировке). Это было время, когда одну часть страны с головой накрыла цепная реакция эйфории, а другую, к которой относился Рязанов, охватил ужас. Многие из его коллег – режиссеры, актеры, музыканты – прижали хвосты (и не отжали, между прочим, до сих пор). А чуть позже он же подписал письмо «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».
- Смотрите фотогалерею: В Москве простились с режиссером Эльдаром Рязановым
И то, что у его гроба в четверг стояли в числе прочих три венка – от президента, администрации президента и от правительства, – и то, что дали одно из последних мест на Новодевичьем, все-таки делает честь нашей власти. Хотя понятно, что, если бы и в умершем Рязанове стали искать врага, это вряд ли могла бы объяснить даже нынешняя пропаганда.
[:image:]
Великодержавный министр культуры Владимир Мединский находился в менее щекотливом положении, чем Михалков. Приехал к началу церемонии и покинул ЦДЛ, не сказав ни слова, что, видимо, и было искомым компромиссом между «хорошо» и «ничего». Впрочем, был кое-кто и поважнее Мединского – вице-премьер Ольга Голодец.
Ахеджаковой аплодировали
Над сценой, на которой стоял гроб и мимо бесконечно шли люди, был экран. На экране – конечно, он, Эльдар Рязанов. И... много Ельцина. Рязанов был вхож в семью первого президента и тащил за уши его рейтинг в 90-х. А после того как Ельцина не стало, признался: единственное, что не может ему простить – «назначение такого преемника».
Накануне похорон кто-то пустил слух, будто прощание с Рязановым состоится в Колонном зале Дома союзов. Александр Ширвиндт съязвил на этот счет:
– Я представил себе улыбку Элика, услышь он про Колонный зал. И почетный караул, и громкие речи – эпитеты один величавее другого. Такая была бы пошлость! «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»
С Рязановым прощались те, для кого он жил и работал. В основном старшее поколение. Несли гвоздики, пионы, белые и желтые хризантемы – говорят, он их особенно любил. Люди бесконечно шли мимо большого портрета, мимо его строк «…и дату своего ухода надо благодарно принимать», мимо гроба и мимо тех, кто выходил на сцену и говорил слова.
Всплакнувшая Татьяна Догилева сказала, что «Рязанов – часть сознания страны и нации».
Инна Чурикова назвала его честным, достойным и солнечным человеком.
[:image:]
Лия Ахеджакова, словно Лев из «Волшебника Изумрудного города», поблагодарила режиссера за то, что он научил ее храбрости:
– Он меня вывел на территорию, где нельзя существовать рядом с несправедливостью и подлостью, – говорила Ахеджакова, точь-в-точь как ее героиня в «Гараже». – Страна уже несколько лет расколота на «патриотов» и «нацпредателей». Эльдар Александрович относился ко второй категории людей, которая не меньше любит свою страну и свой народ. Но и те и другие всегда передавали через меня признания в любви к Эльдару Александровичу.
Ахеджакова – единственная, чье выступление вызвало аплодисменты. Кто-то посчитал их неуместными, но, возможно, Рязанов зааплодировал бы ей первым.
Раньше всех приехали Эрнст и Миронов
Даже Кирилл Разлогов, программный директор «михалковского» Московского кинофестиваля, сетовал на чувство недоверия, которое царит сегодня вокруг нас, и простился с Рязановым с надеждой, что найдется «лекарство, чтобы вылечить наше время».
Приехали Пугачева с Галкиным. Молча положили цветы.
Александр Збруев вышел из ЦДЛ весь бледный от горя.
Андрей Мягков заехал буквально на пять минут: актер серьезно болен.
Евгений Миронов, Константин Эрнст, Андрей Малахов, Игорь Костолевский приезжали совсем рано, пока еще никого не было. Хотели проститься лично, без речей, камер и без тех, кто пришел в ЦДЛ, как на бесплатное шоу.
[:image:]
…В последние годы Эльдар Александрович мало появлялся на публике. Одно из последних мероприятий с его участием проходило в «именном» киноклубе «Эльдар» на окраине Москвы, в честь 50-летия «Гусарской баллады». Когда Рязанова спросили о том, как он относится к тому, что киногероям, и гусарам в частности, теперь нельзя на экране пить, он ответил: «Я ненавижу систему запретов. Что, думаете, советская система умерла? Да не умерла она ни хрена». И снова досталось от него на орехи нынешнему правительству.
Давайте помнить Эльдара Рязанова, смотреть его «Иронию судьбы», ничего не бояться, как можно больше себе разрешать и дышать полной грудью, даже если в воздухе становится все меньше кислорода.
/Кстати
Почему ЦДЛ, а не Дом кино?
В столичном Доме кино, которым владеет Союз кинематографистов (Никиты Михалкова), Sobesednik.ru заверили, что предлагали семье Эльдара Рязанова помощь, в том числе помещение для церемонии прощания. Однако родные и близкие остановились на ЦДЛ. Киноклуб «Эльдар» не стали задействовать, судя по всему, из-за малой вместимости и неудобного расположения.
Другие материалы по теме смотрите в рубрике Похороны Рязанова.
[:wsame:][:wsame:]