После адской пятницы. Как теперь живет Париж
Выжившие во время теракта в парижском «Батаклане» рассказали Sobesednik.ru о кровавой пятнице и поведали, как спаслись
Выжившие во время теракта в парижском «Батаклане» рассказали Sobesednik.ru о кровавой пятнице и поведали, как спаслись.
В пятницу, 13 ноября, на улицах Парижа в результате ряда терактов были убиты 130 человек, еще 350 получили ранения. Около сотни до сих пор при смерти, и окончательное число погибших мы сможем узнать позже.
Бог с ним, что город влюбленных рискует утратить звание самой популярной точки у туристов. Главное, теперь каждый понимает: смерть может настигнуть буквально везде. Фанатики-исламисты грозили французам, что те будут бояться даже на рынок сходить, но ударили, где никто не ожидал – в маленьких кафе, рядом со стадионом и на небольшом рок-концерте.
Через пять дней после адской пятницы предполагаемый организатор терактов Абдельхамид Абауд был застрелен в пригороде Парижа, так и не ответив ни на один из вопросов. Президент Пятой республики Олланд уже в ближайший четверг, 26 ноября, прилетит в Москву обсуждать создание коалиции против террористов. Самой востребованной стала профессия охранника, рамки металлоискателя впервые поставили везде, где только можно, при входе в торговые центры повально проверяют сумки, но даже эти меры пока не убедили парижан, что больше им опасаться нечего. Напрасно госсекретарь по торговле призывает соотечественников не бояться ходить за традиционными покупками перед Рождеством: экстремально усилившие меры безопасности крупные универмаги все равно сообщают о катастрофическом падении посещаемости – до минус пятидесяти процентов. Да и какой спокойный шоппинг, когда прайм-тайм главных французских каналов забит расследованиями про камикадзе, премьер-министр Франции Вальс пугает население возможными терактами с применением уже не просто огнестрельного, а химического и биологического оружия, а режим ЧП продлен еще на три месяца? Парижане из окон наблюдают за непривычно малолюдными улицами, пытаются грустно шутить и понимают: мир уже не будет таким, как прежде, а самые страшные страхи, без устали тиражируемые телевидением, еще могут показаться им цветочками.
[:image:]
Лиди Фонтенан пережила пятницу, 13-е, на концерте в парижском театре «Батаклан», где погибли как минимум 89 человек.
– У меня ощущение, что эти ночные кошмары никогда не закончатся, – говорит сегодня Лиди, которая смогла вырваться из «Батаклана» живой, но потеряла там лучшую подругу – ее застрелили. – Я до сих пор в шоке. Помню, как лежала, закрыв уши руками, а кругом были мертвые люди... Позже полиция посоветовала мне обратиться к психоаналитику, у нее была очередь, но она все равно приняла меня. Сегодня в моей голове – непрерывный кошмар, я и так пять лет назад страдала от серьезной депрессии, а сейчас травмирована еще сильнее... Когда немного оправлюсь, собираюсь вернуться к работе воспитателя в детском саду.
Сандрин тем вечером успела попрощаться с жизнью.
– Как и у многих, у меня было впечатление, что взрывают петарды, что это часть шоу, – рассказывает Сандрин. – Когда поняла, что стреляют из автомата, не могла даже наклониться: была прижата к ограде перед сценой – специально пришла одной из первых, чтобы быть ближе к музыкантам. Я близорука, но потеряла очки, поэтому вообще не видела нападавших, только выстрелы слышала. Помню, подумала: сегодня обязательно умру – меня или расстреляют, или растопчут. Я была готова к смерти. Одного из моих друзей тяжело ранили – пуля попала ему в плечо, я помогала, как могла... Мне чудом удалось убежать. И только потом заметила, что и сама ранена в ногу.
- Смотрите фотогалерею: Москвичи оставили горы цветов у посольства Франции после трагедии в Париже
Через три дня Сандрин собиралась пойти на концерт Foo Fighters, но американские рокеры отменили не только французскую часть тура, но и вообще выступления в Европе на следующий же день после парижских терактов.
– Я хочу, чтобы жизнь продолжалась, – говорит Сандрин. – И я пошла бы на тот концерт уже в понедельник. Думаю, была бы очень напугана, но я бы все равно пошла. Не хочу, чтобы страх мешал мне жить. Музыка приносит мне счастье, она помогала мне всю жизнь. И я надеюсь, что мы сможем слушать ее во Франции не только у себя дома.
Приходящий в себя после пулевого ранения американец Мэттью попросил не называть его фамилию. Приехавший в Париж этим летом мужчина должен был пойти на концерт вместе с женой, но в последний момент женщина не смогла найти няню для двух их маленьких детей, и Мэттью отправился в «Батаклан» один.
[:image:]
– В этот раз я был уверен, что меня убили, – вспоминает Мэттью. – 11 сентября 2001 года я был у подножия южной башни Всемирного торгового центра, которая рухнула первой. Тогда я бегом пересек почти половину Манхэттена, но то, что испытал в «Батаклане», было в тысячу раз хуже!
Эммануэл Векта пришел на концерт с шестью друзьями. В момент атаки террористов все они были на балконе амфитеатра.
– Я отчетливо видел одного из нападавших, пока он перезаряжал автомат после нескольких очередей, – вспоминает Эммануэл. – Среднего роста, брюнет с короткой стрижкой. Мы все упали на ковер, кто-то закричал рядом «давай-давай!», и мы что было сил поползли к пожарному выходу. Чудом оказались на улице, рядом были два моих друга, мы не знали, куда идти – сели в первый попавшийся автобус, лишь бы оказаться от того места как можно дальше... Отчетливо помню, как каждый из нас механически просканировал свой проездной билет... В 2:30 узнал, что все мои друзья живы, но двое с ранениями попали в больницу... Все это случилось в ночь на субботу, а в понедельник я уже был на работе в доме для престарелых под эгидой Красного Креста – только бы не оставаться одному. Для меня ничего не изменилось, но в то же время все стало по-другому. Я, как робот, делаю свою работу – меня это успокаивает, не дает переключать внимание на что-нибудь другое. И позволяет жить – несмотря ни на что. То, что у многих из нас нет физических ранений, ничего не значит: один из друзей, который был со мной в ту ночь, не может спать до сих пор.
- Примите участие в опросе: Считаете ли вы, что в России нужно ввести смертную казнь для террористов?
Эммануэл говорит, что старается оставаться оптимистом – в его положении иначе нельзя: из-за болезни француз вынужден передвигаться на костылях.
– Понимаете, когда живешь в парижском регионе, морально ты готов к тому, что можешь столкнуться с терроризмом, – говорит наш собеседник. – Но я никак не ожидал, что это случится в таком месте. Несмотря ни на что, мы с друзьями уже договорились, что снова все вместе пойдем на концерт. Просто теперь будем заранее искать аварийные выходы.
Свежие новости и актуальные материалы о расследовании бойни во французской столице смотрите в рубрике Теракты в Париже.
[:wsame:][:wsame:]