Фиктивный гражданин? Опрос про "Войковскую" ставит вопросы

В понедельник в Москве на базе «Активного гражданина» началось голосование о переименовании станции метро «Войковская»

Фото: Опрос о переименовании «Войковской» активизировал обсуждение эффективности «Активного гражданина» // Скриншот сайта «Активный гражданин»

В понедельник в Москве на базе «Активного гражданина» началось голосование о переименовании станции метро «Войковская».

Накануне, 2 ноября, столичные власти запустили голосование о переименовании или сохранении названия станции метро «Войковская» Замоскворецкой линии метро.

«Москвичи могут проголосовать за или против переименования, делегировать решение этих вопросов специалистам и предложить свои варианты названий», — говорится в анонсе столичного правительства.

В связи с началом опроса в интернете активизировалось обсуждение эффективности запущенной в прошлом году системы электронных референдумов «Активный гражданин» (АГ), на базе которой он проходит.

Журналист Александр Плющев в своем блоге сформулировал основные претензии, которые в настоящий момент предъявляются к платформе.

Во-первых, отмечает Плющев, к голосованию в «Активном гражданине» допускаются не только москвичи, а «любой человек, у которого есть российская сим-карта, поскольку регистрация происходит по телефонному номеру». Система свободно позволяет регистрироваться в ней жителям других регионов.

«Я проверил это с помощью нескольких своих знакомых в других городах. Всем им без труда удалось зарегистрироваться. Более того, им удалось проголосовать, то есть система допускает голосование не только с разных номеров из других регионов, но и не обращает внимания на местоположение голосующего», — пишет журналист.

Во-вторых, голосование проходит по системе «один телефон — один голос», а не один «один человек — один голос».

«У меня есть несколько номеров, и я успешно проголосовал с каждого из них. Вообще у нас по статистике у каждого человека в среднем два мобильных номера, — отмечает Плющев. — Но не это главное, а то, что можно оказывать влияние на результаты голосования простой скупкой сим-карт».

Кроме того, журналист поясняет, что «Активный гражданин» слабо защищен от мошеннических накруток, а также приводит в пример систему голосования на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), где голосовать можно только зарегистрировавшись на сайте госуслуг и получив соответствующий уникальный идентификатор.

В то же время Плющев обращает внимание на то, что за подсчет голосов в «Активном гражданине» отвечают только московские власти. «Что, кроме веры в кристальную чистоту рук чиновников московской мэрии, может убедить нас в том, что голосование на "Активном гражданине" — честное?» — резюмирует журналист.

«Словом, вопросов по "Активному гражданину" у меня сильно больше, чем ответов, сервис для меня очевидно непрозрачный, мутный», — заключает Плющев. По его мнению, «в интересах мэрии было бы рассказать рассказать» о том, как устроен электронный референдум, «чтобы избежать подозрений в жульничестве».

[:image:]

Платформа «Активный гражданин», представляющая собой сайт и приложения для мобильных операционных систем iOS и Android, была запущена в декабре 2013 года.

Весной главный идеолог проекта, заместитель мэра Москвы по внутренней политике Анастасия Ракова сообщила, что число зарегистрированных в нем пользователей превысило 1 млн человек.

По словам Раковой, бюджет АГ за год составил чуть больше 20 млн рублей, а по сведениям источника издания Medialeaks — около 185 млн, что включает в себя разработку, запуск, рекламу и прочие траты.

АГ позволяет зарегистрированным пользователям за участие в голосовании получать баллы, а их — обменивать, например, на одежду и проездные в метро. На призы и подарки, по данным Medialeaks, в прошлом году было потрачено 50 млн рублей, в будущем году сумма может вырасти до 150 млн.

Согласно официальной статистике, за год существования через АГ было проведено 580 голосований, по результатам которых принято более 250 решений.

Таким образом, например, по словам Анастасии Раковой, в Москве появились 10 км велодорожек в городских парках, был выбран дизайн новых станций метро «Новопеределкино» и «Солнцево».

Между тем, отмечает «Йод», в АГ часто появляются сомнительные и недостаточно логичные опросы — например, о застройке той или иной территории без варианта проголосовать против нее в принципе, — а также опросы, по которым решения уже приняты — например, о наиболее удобном способе аутентификации при подключении к сети вай-фай в метро (абсолютное большинство проголосовало за смс-авторизацию, и так введенную за некоторое время до голосования).

Опрос о переименовании станции «Войковская» продлится в «Активном гражданине» в течение трех недель — до 14 ноября. За сутки, по официальным данным, участие в нем приняли 117 тыс. человек: «за» проголосовал 31% участников, «против» — 56%.

Оппозиционер Алексей Навальный, который живет в Москве, в твиттере задал своим подписчикам вопрос, проголосовали ли они: в результате на момент написания заметки из 3826 человек 12% ответили на этот вопрос «да», 88% — «нет».

[:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика