Новости дня

19 февраля, понедельник



































18 февраля, воскресенье










Может ли авиакатастрофа в Египте быть терактом?


Какую реакцию вызовут в России заявления боевиков ИГ об их причастности к гибели более чем двух сотен туристов в небе над Синаем? // Russian Look

Обозреватель Sobesednik.ru оценивает, насколько реальны заявления террористов об их причастности к падению А321 в Египте.

Крушение лайнера Airbus A321 авиакомпании Metrojet (экс-«Когалымавиа») в Египте стало самой крупной авиакатастрофой в истории России. Почти сразу появилась версия о возможной причастности местных террористов к произошедшей трагедии. Есть ли основания у этой версии?

Вскоре после первых сообщений о крушении российского лайнера на территории Египта крупные мировые СМИ сообщили о том, что ответственность за катастрофу взяли на себя местные сторонники ИГ. «Бойцам "Исламского государства" удалось сбить в провинции Синай российский лайнер, в котором летели более 220 российских крестоносцев. Они все убиты», — приводит Reuters сообщение сторонников радикальной организации.

Оценивая вероятность такой причины катастрофы, нужно в первую очередь рассмотреть возможные способы, к которым могли прибегнуть террористы для осуществления подобной акции.

Прежде всего приходит на ум версия о применении какого-либо переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК). Принято считать, что у радикальных исламистов в регионе нет подобного оружия. Более того, любые предложения стран Персидского залива поставить что-то подобное бойцам оппозиции в Сирии вызывают резкие протесты со стороны США. Тем не менее полностью исключить попадание отдельных экземпляров ПЗРК в руки террористов нельзя. В конце концов, мало ли что имеется на прилавках черного рынка вооружения?

ПЗРК предельно прост в применении и никаких особых навыков не требует. Любой, даже неграмотный, террорист может освоить этот вид оружия. Однако в этой версии есть одно ключевое противоречие. Переносной зенитно-ракетный комплекс может быть эффективно использован только против целей, летящих на низкой высоте. Обычно самолеты таким способом сбивают на взлете или при подлете перед посадкой. Но, по имеющейся у нас на данный момент информации, Airbus A321 российской авиакомпании упал через 23 минуты после взлеты с высоты около 10 тысяч метров. Такие дали недоступны даже самым современным переносным средствам ПВО.

Сбить самолет на такой высоте без проблем можно при помощи зенитно-ракетного комплекса. К примеру, российский «Бук» или его зарубежные аналоги могли бы подойти для такой задачи. Однако для управления подобными образцами вооружения нужна хорошая военная подготовка, которую никак нельзя получить в лагерях «Аль-Каиды». Кроме того, предположить, что подобные средства ПВО оказались в руках террористов, крайне сложно. Даже у большинства правительственных армий на Ближнем Востоке такого вооружения нет. Одного подозрения, что ИГ может обладать чем-то подобным, достаточно, чтобы объявлять всемирную тревогу в связи с невиданной прежде угрозой безопасности всемирных воздушных маршрутов.

По большому счету, единственный правдоподобный вариант причастности местных радикальных экстремистов к крушению — возможное проникновение одного или группы террористов на борт воздушного судна до взлета. Однако тогда сторонники «Исламского государства» [деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ решением суда] в твиттере явно путаются в показаниях, заявляя, что им «удалось сбить» российский самолет.

Желание радикалов из египетского ответвления террористической организации номер один в мире пропиариться за счет чужого несчастья понятно. Лишние «заслуги» подобного плана — вполне в интересах как еще мало известных сторонников ИГ в Египте, так и всего мирового движения под названием «Исламское государство». Вот только имеющиеся у нас данные пока совсем не свидетельствуют в пользу этого варианта. Так что, если вдруг не откроются какие-то новые сенсационные подробности о случившемся, версию о террористическом ПВО можно будет характеризовать не иначе как несостоятельную.

Другие материалы о крупнейшей катастрофе в истории российской авиации читайте на странице Авиакатастрофа в Египте.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания