Михаил Швыдкой: Все мифы о Есенине далеки от реальности
Колумнист Sobesednik.ru Михаил Швыдкой рассуждает о мифах, которые витают вокруг личности поэта Сергея Есенина.
Колумнист Sobesednik.ru Михаил Швыдкой рассуждает о мифах, которые витают вокруг личности поэта Сергея Есенина.
В эти дни отмечается 120-летие со дня рождения одного из самых пронзительных поэтов России.
Много лет, начиная с середины 90-х, я занимался воссозданием есенинского музея в Константиново и могу сказать, что миф, который создан вокруг его образа, далек от реальности. Но любой миф о художнике важнее, достовернее и привлекательнее, чем реальность. Как говорится, миф всегда прав.
Мир, в котором Есенин рос, заставляет с еще большей уверенностью говорить о его гениальности. Потому что можно сколько угодно восхищаться жизнью русского народа, русской деревни, но извлечь из нее ту боль и красоту мог только гений.
[:wsame:]
Хоть Есенин и поражал всех своим крестьянским обличьем, своей белокуростью, хоть и казался почвенником, но по сути он был настоящим человеком Серебряного века со всеми качествами человека Серебряного века – с чутким ухом, пониманием искусства. Достаточно сравнить его с крестьянскими поэтами, пришедшими после революции. Они натуралисты, а Есенин – поэт. И вот эта его косоворотка, в которой он ходил – она была из шелка.
Он видел, что крестьянский быт имеет другое измерение. Это что-то сродни дягилевским «Сезонам», Стравинскому. Есенинский васильково-пшеничный мир русской деревни преломлялся через призму модернизма, декаданса, становясь декоративным.
[:image:]
С одной стороны, Есенин, безусловно, был укоренен в Константиново. С другой – вот эта декоративность, демонстративность. От такой двойственности и происходит тот надрыв, тот внутренний раздрай.
Есенин – поэт смены канонов, через него прошел весь трагизм эпохи. И гармоничность его, конечно, кажущаяся. Он хорошо себя чувствовал в дореволюционное время, а кровавое месиво революции стало для него трагедией, все это было ему не близко. И для России, особенно сегодняшней, он очень важен именно тем, что для него национальное – это не пафос, а трагичность, узы, которые связывают поэта с его страной.
Биографы очень любят упоминать о его пьянстве. Но причина этого не только в личных его качествах. Просто сломалась эпоха. Личное – это уже во вторую очередь. Есенин – поэт божьей милостью, а божья милость – это не только дар, но и бремя. Кто-то может это вынести, кто-то нет.
[:wsame:]